Курс на Штокман

Еще два десятилетия назад газовикам казалось, что ледяное Баренцево море находится гдето на самом краю света. А идея добычи в этом регионе газа, сжижение его в суровых условиях Заполярья и дальнейшая перевозка морем считались попросту нереальными.

Но прошло время, и новейшие технологии позволили снизить стоимость всей технологической цепочки: от сжижения природного газа до эксплуатации современных газовозов. И тогда отечественные поисковики обратили свои взгляды на Штокман. Разработка ОАО «Гипроспецгаз» проекта Штокмановского газоконденсатного месторождения (ШГКМ) — это настоящий прорыв технологий, современное окно в Арктику.

«Обоснование инвестиций в комплексное освоение Штокмановского газоконденсатного меcторождения» — таково название работы, которую в соответствии с заданием ОАО«Газпром» выполнил Гипроспецгаз. Это обширные предпроектные исследования по созданию комплексной морской системы добычи, подготовки и транспортировки природного газа и газового конденсата на континентальном шельфе Баренцева моря.

Одно из крупнейших в мире, Штокмановское газоконденсатное месторождение расположено в центральной части шельфа российского сектора Баренцева моря в 290 километрах к западу от островов архипелага Новая Земля и в 600 километрах к северо-востоку от Мурманска. Глубина моря на этом участке 280—340 метров. Разведанные запасы Штокмана, утвержденные Государственной комиссией по запасам полезных ископаемых Министерства природных ресурсов РФ, оцениваются в 3,8 триллиона кубометров газа и 37 миллионов тонн газового конденсата.

Ожидается, что объем добычи газа на 1 фазе освоения месторождения составит до 23 миллиардов кубометров в год, газового конденсата — до 0,2 миллиона тонн. Впоследствии эти показатели должны увеличиться до 71 миллиарда кубометров и 0,6 миллиона тонн соответственно..

До сих пор все российское голубое топливо доставлялось потребителям только по трубопроводам. Между тем в последние три десятилетия быстро развивается мировой рынок сжиженного природного газа и сегодня на его долю приходится до 26% объема всей международной газовой торговли. Возможность превращения природного газа в жидкость позволяет эффективно перемещать этот энергоноситель на значительные расстояния.

Постоянно увеличивающийся спрос на сжиженный природный газ (последние 10 лет прирост составлял 2,5% в год) обусловлен снижением его себестоимости и ростом потребления газового сырья как наиболее экологически чистого вида топлива. В последние годы произошел также качественный скачок в совершенствовании технологии производства и морской транспортировки СПГ. Это позволяет по-новому взглянуть на многие газодобычные проекты, ранее считавшиеся нерентабельными. Морская транспортировка СПГ создает благоприятные условия для выхода российского газа на новые рынки сбыта.

Что же такое СПГ и в чем его преимущества? На 99% он состоит из «легкого» метана и представляет собой прозрачную жидкость без запаха. Главным преимуществом является то, что при сжижении объем газа уменьшается в 600 раз. В процессе производства СПГ температура газа доходит до отметки минус 162 °С, и в условиях атмосферного давления он становится жидким и более компактным, что позволяет в значительной степени увеличить эффективность его хранения и транспортировки.

Сжиженный природный газ транспортируют так же, как и нефть. В странах-импортерах он хранится в резервуарах. В специальных терминалах СПГ разогревается, благодаря чему возвращается в газообразное состояние. После этого закачивается в газотранспортную систему. СПГ является хорошей альтернативой трубопроводному транспорту на дальние расстояния. Но Штокман расположен намного дальше от берега — в 600 километрах, поэтому в данном случае необходима специальная работа по выбору оптимальной системы подготовки и транспорта газа. И это лишь одна задача из многих, которые предстоит решить.

Из ледяных глубин Баренцева моря газ по трубопроводу будет подаваться на берег, где часть его превратится в сжиженный газ, а другая часть будет направлена в газопровод Мурманск — Волхов. Связь на морском участке будет осуществляться с использованием современных технологий ВОЛС, при помощи оптических подводных сетей и спутниковой системы связи. На сухопутном участке связь планируется обеспечить по цифровым радиорелейным линиям с резервированием спутниковых каналов. Каждый из проектов по организации технологической связи уникален по своим масштабам и зависит не только от статуса объекта, но и от природно-климатических условий и особенностей газотранспортных систем.

Выбор места размещения завода по сжижению газа — важнейший аспект обустройства Штокмановского проекта. Это сложный технологический объект с высокой энергоемкостью и металлоемкостью, с большими капитальными вложениями. В отечественной практике пока нет ни одного примера действующего завода по сжижению природного газа, кроме мини-установок, расположенных на территории Северо-Западного федерального округа. Основные элементы завода: блок очистки и подготовки газа, блок сжижения газа и резервуары для хранения СПГ, а также комплекс по отгрузке продукции. Для его размещения необходимо около 300 гектаров земли. Место для завода уже выбрано. Из нескольких вариантов принята площадка в районе поселка ТериберкаМурманской области. Перевозить СПГ предполагается на судах-газовозах вместимостью от 150 до 220 тысяч тонн. Всего для перевозки СПГ потребуется до 23 таких судов-газовозов.

Освоение крупнейшего в мире Штокмановского газоконденсатного месторождения имеет огромное значение не только для дальнейшего развития международных энергетических рынков, но и стратегическое значение для всей нашей страны. Ведь этот проект связан с обеспечением таких важнейших задач, как гарантированное газоснабжение российских регионов на ближайшие 40—50 лет, а также выполнение принятых Россией обязательств по поставкам газа в Европу.

Несомненно, проект освоения Штокмана — это инженерный прорыв в целом ряде технологий; серьезный опыт, который станет основой для дальнейшей разработки заполярных газовых месторождений в XXI веке. Если в российские регионы и страны Восточной и Центральной Европы газ Штокмановского газоконденсатного месторождения будет доставляться традиционным путем — по трубопроводам, то сжиженный, с использованием СПГ-технологий, пойдет в Западную Европу и Северную Америку морским путем — на судах-газовозах.

Для этого газ сначала будет поступать на побережье Кольского полуострова. Затем часть его по суше пройдет по газопроводу в район Волхова Ленинградской области. Общая протяженность трассы газопровода Мурманск — Волхов составляет более 1 300 километров. Она проходит по трем субъектам РоссийскойФедерации, 15 районам; пересекает более 450 водных объектов, из них 12 — шириной более 200 метров; более 200 километров скальных участков; 235 километров болот; 16 переходов через железные и 76 — через автодороги.Трасса проходит по сильно пересеченной местности. Из Волхова газ разойдется по традиционным магистралям в Центральную Россию, мощной струей вольется в «Северный поток».

Что же будет с остальным голубым топливом? Остальной объем газодобычи будет поставляться на завод по производству сжиженного природного газа (СПГ), который возведут в месте выхода подводного газопровода на сушу — в поселке Териберка Мурманской области.В настоящее время в мире действует 31 такой завод по очистке и переработке голубого топлива, суммарной производительностью 193,7 миллиона тонн в год. В России один такой завод строится на Сахалине. Заводы по производству СПГ работают во многих странах, таких как Индонезия, Малайзия, Катар, Норвегия, Тринидад и Тобаго, Объединенные Арабские Эмираты, США и других. До конца 2009 года в мире будет запущено в эксплуатацию еще 22 завода, что позволит довести мировое производство СПГ до 323,9 миллиона тонн. Таких темпов роста производства в мире не знает больше ни один из энергоносителей. Россия, одна из перспективных мировых стран — поставщиков голубого топлива, не может оставаться в стороне от общемировых процессов.

Что представляет собой такой завод? Производство СПГ кардинально отличается от нефте- и газоперерабатывающего. Завод, по сути, похож на громадный холодильник, обеспечивающий охлаждение и перевод в жидкое состояние чистого природного газа, в котором отсутствуют вредные вещества и примеси. Практически после регазификации это тот самый газ, который горит на кухнях у миллионов наших сограждан.

Технологически процесс получения СПГ включает три этапа: подготовку добытого сырья к сжижению (удаление из него воды, конденсата и углекислого газа), предварительное охлаждение очищенного газа и окончательное его сжижение. На втором и третьем этапах применяются аппараты воздушного охлаждения и специальные теплообменники.

Для завода природный газ служит одновременно и топливом.На нем работают газотурбинные установки, питающие предприятие электроэнергией. Тем самым обеспечивается минимальное воздействие на окружающую среду.Насколько опасно с точки зрения экологии производство сжиженного газа? Например, в Алжире с момента запуска там в 1964 году первого завода СПГ не зафиксировано ни одной техногенной аварии, повлекшей какие-либо серьезные последствия.

Современные меры обеспечения экологической безопасности предусматриваются и на стадии строительства, включая рекультивацию земель и жесткий контроль со стороны надзорных органов. Снизить негативное воздействие на окружающую среду и вместе с тем ускорить строительство позволяет использование крупных модулей весом в несколько тысяч тонн. Почему завод решили строить в Мурманской области? Прежде всего потому, что в непосредственной близости от месторождения это единственный регион, имеющий незамерзающие порты.

Мурманск — единственные на российском арктическом побережье торговые ворота страны, открытые круглогодично. Это минимальная протяженность морского газопровода для транспор-тировки газа от Штокмановского месторождения до берега — около 550 километров. Для Териберки, Мурманска и всего Заполярья возведение завода СПГ — событие эпохальное. Здесь будет также возведен целый ряд мощностей: морской добычной комплекс, подводные трубопроводы, сухопутные магистральные газопроводы, терминал для отгрузки СПГ и конденсата.Основную часть этих сооружений, во многом уникальных, предполагается построить на территории Кольского полуострова. При монтаже численность персонала составит от 3 до 5 тысяч человек.

На самом заводе будут трудиться около 400 специалистов, в морском порту — около 600. По заявлениям представителей Газпрома, в бюджет Мурманской области ежегодно будут поступать 4,5 миллиарда рублей. Появятся новые рабочие места, кадровики считают, что в цене будут моряки, водолазы и сварщики. Проект предусматривает не только промышленное строительство, но и создание вспомогательных производств. А вМурманске для управления работами по освоению Штокмана создан Арктический деловой центр.

В 2004 году группа во главе с заместителем главного инженера института А.С. Пиотровским стала заниматься освоением ШГКМ и заводом сжижения природного газа. В составе группы А.С. Пиотровского работают ГИПы И.В. Степанов — ныне начальник отдела №9, В.Д. Глазунов, С.Ф. Чёрный, Г.Ф. Гуков, О.В. Курицын, Д.С. Мелехов.

В объекты по сжижениюгаза на территории Мурманской области ОАО «Газпром» намерено инвестировать около 20 миллиардов долларов США. И, хотя завод на Кольском полуострове проектируется на 50 лет, в ОАО «Гипроспецгаз» уверены, что проработает он дольше проектного срока, в связи с большим количеством газовых месторождений на арктическом шельфе. На сегодняшний день все наиболее крупные российские месторождения природного газа расположены от основных рынков потребления за 3 000—4 000 и более километров. В связи с этим особенно актуальной становится танкерная транспортировка газа на удаленные рынки в сжиженном и сжатом виде.

Специалистами ОАО «Газпром» разработана «Концепция морской транспортировки российского природного газа на зарубежные рынки», в рамках которой рассмотрены 22 различных направления транспортировки российского газа на крупнейшие целевые рынки в США, Европе и Азии. Наиболее целесообразно осуществлять проекты морской транспортировки отечественного СПГ как полные технологические циклы. Они включают разработку и освоение газового или газоконденсатного месторождения; подготовку газа к транспорту, его сжижение (LNG) или компримирование (PNG). Далее следует отгрузка LNG или PNG через отгрузочные терминалы, их транспортировка, разгрузка и хранение в LNG и PNG терминалах. Отсюда сжиженный или сжатый газ поступает на регазификацию и в транспортные сети, откуда следует его дальнейший сбыт.

Для этого отечественным разработчикам придется создать полную технологическую цепочку: от обустройства месторождений на шельфе Баренцева моря до реализации СПГ на зарубежных рынках. Проекты морской транспортировки российского природного газа на экспорт планируется осуществлять с привлечением ряда зарубежных компаний, обладающих необходимым опытом.

Проект обустройства Штокмановского месторождения предусматривает полный комплекс природоохранных мероприятий, которые позволяют разместить технологические объекты, обеспечив их воздействие на природную среду в допустимых пределах как на период строительства, так и эксплуатации, свести к минимуму возможность возникновения аварийных ситуаций, своевременно предупреждать и эффективно ликвидировать их последствия.

Принятые технологические решения, природоохранные мероприятия в полной мере обеспечивают технико-экологическую безопасность, минимизируют степень воздействия на объекты окружающей среды. Изъятие природных ресурсов под объекты газопроводной системы исключает значимую потерю природно-ресурсного потенциала рассматриваемых территорий. Система производственно-экологического мониторинга (ПЭМ) обеспечит наблюдение за состоянием компонентов природной среды на всех этапах освоения месторождения, строительства и эксплуатации завода СПГ и газопровода, что увеличивает гарантии своевременного предотвращения опасных загрязнений, нештатных и аварийных ситуаций. Мониторинг состояния трубопроводной системы, проведение полномасштабных экологических исследований обеспечат минимизацию воздействия проектируемых, строящихся и эксплуатируемых объектов на окружающую среду и достижение высокого уровня экологической безопасности намечаемой деятельности.

Существующее состояние природной среды не подвергнется заметным изменениям под воздействием строительства и эксплуатации. В период строительных работ такое воздействие носит кратковременный и локальный характер. Проектом предусматриваются инженерные решения и полный перечень организационно-технических мероприятий по предупреждению возникновения аварийных ситуаций и ликвидации их последствий.

С освоением Штокмановского газоконденсатного месторождения в прилегающем регионе будут созданы благоприятные условия для формирования всего комплекса промышленно-социальной инфраструктуры, имеющей стратегическое и геополитическое значение. Реализация проекта позволит развивать экономику края более активно, с высокой эффективностью.

Проект, безусловно важен с точки зрения макроэкономики и геополитики, кроме того, имеет значительный потенциал с точки зрения развития Северо-Западного региона и государства в целом. На территории России появятся объекты проектируемой системы: на континентальном шельфе — добычной комплекс, морские трубопроводы, на территории Мурманской области — комплекс по производству СПГ, магистральные газопроводы.

Реализация проекта позволит начать газификацию Мурманской области, что является важным аспектом ее развития. Инвестирование средств в объекты газовой промышленности активизирует деятельность сопряженных отраслей, в том числе строительство новых предприятий и модернизацию существующих, повысит деловую активность в регионе, сохранит ранее созданные рабочие места и обеспечит создание новых.

Освоение запасов углеводородов Штокмановского газоконденсатного месторождения на суше и главным образом на континентальном шельфе даст возможность создать новую ресурсную базу газовой промышленности России и региональную основу для газоснабжения отечественных и зарубежных потребителей. Экономика Северо-Запада получит новые инвестиции в производство, строительство, коммунально-бытовой сектор, увеличатся налоговые поступления в бюджет, будут созданы новые рабочие места, налажено устойчивое снабжение энергоресурсами. Будет продолжена газификация регионов России, что, безусловно, поднимет их благополучие и повысит качество жизни населения.