Впереди - Ямал

Надым-Пур-Тазовский регион (НПТР) до 2010 года останется базовым районом добычи газа в России. Газпром будет добывать здесь около 440—470 миллиардов кубометров газа в год. Но, учитывая будущее снижение добычи газа, уже с 2008 года падение объема предполагается компенсировать путем запуска месторождений полуострова Ямал.

Предусматривается следующая очередность ввода в разработку ямальских месторождений: Бованенковское — 2008 год, Харасавэйское — 2013-й, Крузенштернское — 2021-й, Тамбейской группы — 2022 год.

Рассказывает генеральный директор «Гипроспецгаза» А.В. Сергиенко:

«В «Энергетической стратегии России до 2020 года» сказано, что для обеспечения энергетической безопасности необходимо решить две первоочередные проблемы. Во-первых, модернизировать морально устаревшую и технически изношенную технологическую базу ТЭКа. А во-вторых, изменить структуру потребления и размещения производства топливно-энергетических ресурсов.

В частности, рассредоточить добычу углеводородов из Западной Сибири по другим регионам страны. Гипроспецгаз — головная проектная фирма ОАО «Газпром», в основном исполняющая роль генерального проектировщика. Отсюда и вся ориентация деятельности института — на обеспечение передового уровня объектов транспортировки газа с новым поколением газотранспортного оборудования, с модернизацией действующих объектов.

И если стратегическая задача ОАО «Газпром» на период до 2030 года — ежегодная добыча голубого топлива в объеме 530 миллиардов кубометров, то, соответственно, задача ОАО «Гипроспецгаз» —обеспечение его доставки в объемах, гарантирующих газоснабжение потребителей РФ и выполнение экспортных контрактов».

На сегодняшний день проектировщики института разработали предложения по наиболее эффективной доставке топлива из указанных регионов. Они выполнили масштабную работу — «Обоснования инвестиций в транспорт газа и газового конденсата от Бованенковского и Харасавэйского месторождений на полуострове Ямал до ЕСГ». Согласно ей ресурсная база природного газа полуострова Ямал с прилегающим шельфом рассматривается как стратегическая сырьевая база газовой отрасли России на длительную перспективу.

Специалисты Гипроспецгаза решили следующие основные проблемы: обоснование генерального направления подачи ямальского газа в ЕСГ; оптимизация технологической схемы и, прежде всего, рабочего давления транспорта газа; разработка основных технических решений по принятой технологии и оборудованию, строительству и инженерному обеспечению строящихся объектов,структуре управления предприятием.

«Сегодня мы ведем проектирование газопровода Ямал—Европа мощностью 30 миллиардов кубометров в год, по которому газовоетопливо из Тюменской области пойдет через город Торжок в центральные регионы страны, до границы с Польшей, далее в Германию,—говорит А.В. Сергиенко.—Газовый путь проектируется и строится практически одновременно—возведены компрессорные станции в Смоленске, в Белоруссии; в самом Торжке строительство КС завершится в третьем квартале 2008 года.

В стадии проектирования газопроводы Дружная Горка — Луга, отвод газопровода на Калининград, Приморск, Каменку. Проекты особенно важны для Северо-Западного региона. С их реализацией природный газ придетв города Ленинградской области Лугу и Приморск, Каменку, и Калининградскую область. Жители этих районов давно ждут голубое топливо, которое дастновый мощный импульс для развития инфраструктуры региона.

Чтобы и дальше выполнять обязательства перед российскими и зарубежными потребителями, ОАО «Газпром» намерено вести разведку недри освоение запасов газа в районах Крайнего Севера и континентального шельфа арктических морей. А значит, вслед за геологами и буровиками в эти регионы придут и наши специалисты».

Из множества возможных вариантов транспорта ямальского газа, по мнению широкого круга специалистов Газпрома, наиболее привлекательным представляется направление с переходами через Обскую и Байдарацкую губы.

Выбранное направление соответствует ТЭО строительства газопровода Ямал — Европа, выполненному проектировщиками института в 1993 году. Это самый короткий транспортный коридор от Бованенково до Торжка. На протяжении 135 километров трасса пересекает территорию полуострова Ямал, Байдарацкую губу (протяженность перехода — 71 километр), затем по материковой части идет до Воркуты. От Воркуты вдоль железной дороги Воркута — Москва выходит в район Ухты (1 074 километра трассы) на действующую систему магистральных газопроводов до Торжка. Общая протяженность трассы — 2 431 километр.

Действительно, по сравнению с остальными, вариант Бованенково — Обская губа — Ямбург — Центр требует наименьшего объема капитальных вложений в строительство, так как газ от Ямбурга будет подаваться по уже существующей газотранспортной системе. Преимущество этого направления еще и в том,что оно позволит оптимизировать загрузку действующих газопроводов Тюментрансгаза за счет восполнения снижающейся добычи эксплуатируемых месторождений: Ямбургского, Уренгойского и Медвежьего. Важно также, что в данном регионе есть вся необходимая для нормальной жизнедеятельности инфраструктура.

Главный инженер проекта С.А. Кауфман приводит следующие аргументы в пользу варианта Бованенково — Байдарацкая губа — Воркута — Ухта — Центр:

«Это самый короткий по протяженности вариант, а следовательно, экономически наиболее выгодный. Здесь наименьшая протяженность головного участка газопровода потерритории Ямала и, соответственно, меньший объем строительства его линейной части, компрессорных станций и станций охлаждения в сложнейших природно-климатических условиях Ямала: на полуострове сооружается только одна КС. Есть и еще ряд преимуществ.

Специалисты Гипроспецгаза совместно с профилирующими организациями разработали также Декларацию о намерениях освоения месторождений полуострова Ямал и строительства газотранспортных систем по двум данным направлениям».

Разработаны варианты строительства головных участков газотранспортной системы на полное развитие для обеспечения транспорта 250 миллиардов кубометров ямальского газа в год.

Среди новых направлений в выполнении проектных работ — проектирование технологических установок подготовки газа к транспорту по подводным магистральным газопроводам; проектирование морских добычных комплексов на основе использования новых технологий подводного обустройства место- рождений; проектирование подводных газотранспортных систем на основе использования многофазного потока продукции; проектирование комплекса береговых сооружений для приема многофазного потока и подготовки газа к сжижению; проектирование заводов по сжижению газа на основе использования различных технологий: MFC, APCI, DMR и других; проектирование морских систем транспортировки сжиженного природного газа на удаленные рынки.

«В своей работе проектировщики ОАО «Гипроспецгаз» используют новые проекты глобального характера, то есть оказывающие непосредственное влияние на структуру мирового рынка природного газа,—рассказывает начальник Инжинирин- гового центра А.Н. Чернов. — Новые технологии потребовали от специалистов института расширения методологии проектирования, применения новых методов и информационных технологий.

Среди наиболее эффективных инноваций — методология качественного и количественного анализа проектных рисков от промысла до потребителя; методология количественного анализа надежности проектных решений (RAM-анализ), широко применяемая.

при проектировании объектов обустройствашельфовых месторождений; методология теплогидравлических расчетов многофазных магистральных трубопроводов на основе использования новой информационной технологии — программного комплекса OLGA—2000».

На протяжении всей истории Гипроспецгаза его специалисты отрабатывают передовые технологии проектирования, которые затем распространяются на другие проектные организации отрасли. Пример тому — внедрение технологии электронного архивирования проектно-сметной документации.

«Известно, что заказчик всегда предпочтет проект, который, обладая всеми заданными ему свойствами, будет еще и качественнее, дешевле,безопаснее. Поэтому столь резко возрастает значимость эффективного управления проектами,— подчеркивает главный инженер проекта С.А. Кауфман. — В ОАО «Гипроспецгаз» разработана новая концепция в области автоматизации проектирования и выпуска проектов. В ее основе целенаправленное поэтапное развитие существующей программно-технической платформы на основе комплексных сквозных технологий, осуществляемое в тесной интеграции с графическими решениями ведущих фирм, на единой базе данных и управления проектными работами в целом.

В итоге заказчик получает единую интегрированную управляющую систему нового уровня, в основе которой—использование единой информационной базы данных на основе мощной промышленной системы управления базами данных(СУБД).

Постепенно включая в нее все большее число информационных ресурсов, переходя отэлектронного банка данных к системам трехмерного проектирования, геоинформационным технологиям, заказчик получает единое информационное пространство с возможностью быстро и надежно владеть информацией.

Пилотный проект наглядно показал удобство применения программного обеспечения. Его создатели провели также сертифицированное обучение бригады специалистов, включая главных инженеров проектов. А эта бригада внедрила систему в производство в бюро ГИПов сразу по нескольким крупным проектам.Новая система задействована и на проекте «Ямал — Европа».

В районах вечной мерзлоты для обеспечения прочности газопровода и предотвращения мерзлотно-геологических изменений, газ круглогодично будет охлаждаться на станциях охлаждения газа (СОГ) до отрицательных температур. Если линейную часть магистральных газопроводов в северных районах, согласно требованиям охраны окружающей среды, планируется строить в зимний период, то сооружение КС и объектов производственной и социальной инфраструктуры будет вестись круглогодично.

Что касается самих газовиков, то на большинстве будущих КС люди будут работать вахтовым методом. А жить — в современных вахтовых комплексах, включающих общежития, здания для культурно-массовых и спортивных мероприятий, объекты инженерного обеспечения. Спроектированные специалистами ОАО«Гипроспецгаз» общежития секционного типа уже прошли испытания в Ямбурге, получили высокую оценку как специалистов, так и самих вахтовиков на месторождении «Заполярное».

Грузы для строительства решено доставлять всеми видами транспорта. На Ямале для этого предусматривается соорудить вертолетные станции в Бованенково и Харасавэе, а также вертолетные площадки у КС. В проекте и завершение железной дороги Обская — Бованенково, тогда вахтовики смогут приезжать на работу поездом.

Основная проблема обустройства месторождений Ямала — до минимума сократить ущерб, наносимый природе магистральными газопроводами. Поэтому проектировщики предусматривают обширный комплекс природоохранных мероприятий на всех стадиях строительства и эксплуатации МГ, включая создание системы производственного экологического и геокриологического мониторинга. Газовики понимают: освоение Севера должно быть не только технически надежным, но и экологически безопасным. И это тоже неотъемлемый признак газовых маршрутов XXI века.

Мегапроект Ямал — Европа — ярчайший пример плодотворного сотрудничества Гипроспецгаза с зарубежными партнерами, ставший не только образцом современной передовой технической мысли, но и залогом надежной долгосрочной мировой энергетической политики.