Тысячи километров из Западной Сибири в Европу

Политические и экономические потрясения 1990-х годов не обошли стороной институт. Возник значительный дефицит объемов ПИР, и приходилось искать работу. Тем не менее в этот сложный период Гипроспецгаз приступил к реализации одного из самых смелых и важных проектов РАО «Газпром» — строительству газопровода Ямал —  Европа.

В нелегкие времена гипроспецгазовцы брались за составление схем газификации областей России, проектирование колбасных мини-заводов, мелких производственных баз. Но это не могло покрыть дефицита ПИР для такого института, как Гипроспецгаз. К тому же и платежи заказчиками осуществлялись крайне нерегулярно, иногда векселями, с большими задержками или же не производились вообще.

Освоение природных ресурсов требует, как известно, немалых затрат. А инвесторы в начале постперестроечного периода не спешили вкладывать деньги в долгосрочные проекты. Поэтому, когда институту поручили приступить к разработке проекта газопровода Ямал — Европа, появилась надежда на улучшение ситуации.

Главным инженером проекта был назначен Л.Л. Изак:

«Главная стратегическая задача — исследование и обоснование альтернативного маршрута экспортного потока российского газа в Европу.

К этому времени Украина, через территорию которой шел основной поток газа в страны Восточной и Западной Европы, стала все чаще пользоваться так называемым «несанкционированным отбором» — проще говоря, воровством российского газа. Были доработаны варианты направления трассы: от Торжка через Белоруссию, Литву, Латвию, Калининградскую область с выходом на Польшу и далее в Германию.

На этом этапе сказалась неоценимая роль специалистов отдела технико-экономического обоснования: Б.А. Козырева, Т.М. Прокофьевой, Л.П. Ветровой, Е.Н. Поляковой, Л.Б. Николаевой, которые не жалели ни времени, ни сил, рассматривая самые различные варианты направления трасс и сценарии потоков газа в увязке с действующими системами, что в результате и позволило Газпрому принять обоснованное решение по этой проблеме.

Было выпущено более 20 томов технико-экономического обоснования, проведено большое количество деловых встреч с зарубежными партнерами—специалистами-газовиками Белоруссии, Польши и Германии.

Созданная Газпромом рабочая группа регулярно выезжала для анализа полученных материалов в Москву, Санкт-Петербург, Варшаву, Берлин, Кассель. Результаты каждой встречи оформлялись протоколом с постановкой задач на последующий период. Исполнение строго контролировалось.

Все понимали: если проект будет осуществляться Газпромом, то загрузку институту это обеспечит на многие годы вперед.

Предусматривалось строительство на полное развитие двух ниток газопровода диаметром 1420 миллиметров на участке от Торжка до границы с Польшей и восьми компрессорных станций.

Проектирование газопровода по территории Польши осуществляли польские проектные организации, в Германии — немецкие специалисты. Проект носил ярко выраженный интернациональный характер.

По ряду объективных и субъективных причин строительство первой нитки газопровода затянулось.

Хотелось бы надеяться, что наступят такие времена, когда проект будет осуществляться в полном объеме. Но для этого необходимы взаимопонимание и политическая воля стран-участниц — России, Белоруссии, Польши и Германии.

На этом проекте хорошую практику получили И.В. Мещерин — ныне один из ведущих специалистов ОАО «Газпром», А.В. Сергиенко — ныне генеральный директор ОАО «Гипроспецгаз», И.Б. Мотин — заместитель главного инженера, С.А.Кауфман — заместитель главного инженера, ГИПы А.Ю. Кононов, А.В. Щёкин».

Предварительное технико-экономическое обоснование по проекту Ямал — Европа в части выбора направления транспорта газа, инженерных изысканий, технических и строительных решений было выполнено в 1993 году. На первом этапе для реализации проекта предусматривалось использование действующих месторождений Надым-Пур-Тазовского региона: Медвежьего, Уренгойского, Ямбургского, Юбилейного и других. В дальнейшем предполагалось использовать новые месторождения этого региона, в том числе Заполярное и на конечном этапе — Бованенковское и Харасавейское. Вопрос о реализации проекта рассматривался на самом высоком уровне. 25 августа 1993 года было принято межправительственное соглашение между Российской Федерацией и Республикой Польша о со здании системы газопроводов для транзита российского газа через территорию Польши в страны Западной Европы. В рамках проекта были заключены долгосрочные контракты сроком на 25 лет.

Надо сказать, отличительной особенностью гео логического строения месторождений полуострова Ямал является наличие нескольких этажей газоносности, состоящих из залежей с различными термобарическими условиями и физико-химическим составом. Эти месторождения нефти и газа относятся к наиболее сложному типу естественных углеводородных залежей по состоянию, условиям залегания и составу пластовых флюидов, а также их поведению в процессе разработки, которое осложняется, с одной стороны, возможным гидродинамическим взаимодействием между нефтью и газом, интенсивными фазовыми превращениями, с другой — необходимостью обустройства промыслов сложными системами сбора, разделения и утилизации продукции, эффективными в условиях низких температур и повышенного содержания парафина. Учесть эти особенности при проектных работах и непосредственно разработке месторождений очень важно. Практически на каждый продуктивный пласт могут потребоваться самостоятельные системы эксплуатационных скважин. При этом поэтапная стратегия освоения запасов углеводородов позволит создать на Ямале мощный энергетический комплекс, обеспечивающий стабильную добычу газа и конденсата в течение 25—30 лет.

Проект обустройства газовых промыслов на Ямале был сформулирован правительством в рамках генеральной схемы развития газовой отрасли на 1990—2010 годы как один из крупнейших. Проектно-изыскательские работы продолжались около четырех лет. По сложности технических и экологических решений, производительности, проект не имел аналогов в мире. Система газопроводов Ямал — Европа проектировалась и строилась с учетом всех со временных достижений в трубопроводном транспорте как газотранспортная система нового поколения. Непростая задача — обеспечить бесперебойное долговременное снабжение газом европейской части России, Белоруссии, Польши и Германии — требовала комплексного подхода, планомерной работы большого количества специалистов.

Газопроводы и компрессорные станции системы, с одной стороны, должны были иметь более высокий уровень эффективности, надежности и безопасности, с другой стороны — как сооружение высшей категории капитальности — иметь запас по сроку эксплуатации. Предполагалось, что освоение первого — Бованенковского — месторождения, геологические запасы которого оцениваются в 4 триллиона кубометров, обойдется РАО «Газпром» в 40 миллиардов долларов. Эту нелегкую экономическую задачу предполагалось разрешить при участии иностранных инвесторов.

Масштабы строительства поразительны. Общая протяженность трубопроводов из самого перспективного источника газоснабжения страны до Западной Европы должна составить более 12 тысяч километров, то есть около четверти длины земного экватора. Взяв начало на Бованенковском месторождении на западе полуострова Ямал, система Ямал — Европа протянется на юг по тундре, пересечет акваторию Байдарацкой губы, выйдет на материковую часть западнее предгорий Полярного Урала, пройдет через Республику Коми, Архангельскую, Вологодскую, Ярославскую, Тверскую области и в районе Торжка вольется в единую систему газопроводов России. В проекте строительства газопровода Ямал — Европа, разработанном совместно со специалистами Германии (Винтерсхалл, Вингаз) и Польши (Газопроект), впервые в отечественной практике было применено давление в 8,3 МПа на участке Торжок — Белосток — Реден, что позволит поднять производительность газопровода. Начиная от Торжка, рабочее давление в трубах планируется увеличить с 7,4 МПа до 8,3 МПа. Это необходимо для эксплуатации в одном гидравлическом режиме газопроводных систем России, Белоруссии, Польши и Германии и управления системой магистральных газопроводов Ямал — Европа из ЦДУ ЕСГ РАО «Газпром».

На протяжении 400 километров газопровод должен преодолеть зону вечной мерзлоты, затем пересечь в общей сложности 600 километров заболоченных участков и более 1500 километров лесных массивов. Это создает дополнительные трудности для изыскателей и строителей. Но все сложности для опытных работников Гипроспецгаза — головной проектной организации РАО «Газпром» — преодолимы. При освоении Байдарацкой губы Карского моря изыскателям необходимо было пробурить более тридцати скважин для исследования морского дна и прокладки подводной части магистрали.

По территории России планируется проложить три нитки газопровода, по территории Белоруссии и Польши — по две. При этом в Белоруссии будут проложены две нитки диаметром 1 420 миллиметров и длиной 575 километров каждая. Белорусская часть газопровода пройдет по Витебской, Минской, Брестской и Гродненской областям. Трасса протянется в одном коридоре с действующей трехниточной системой Торжок — Минск — Ивацевичи и только от города Несвиж уйдет в направлении Слонима и далее к границе с Польшей. Очень важным было инвестирование западных партнеров, составляющее 8 миллиардов долларов только для строительства немецкой нитки. Для этих целей компанией «Газпром» и концерном Wintershall были тщательно отобраны банки и инвестиционные фирмы,заключены контракты на поставки газа, за счет которых предполагалось погашение кредитов,собранных для строительства этой ветки. Создана и развивается инфраструктура оперативного управления системой газопроводов, включающая в себя все виды связи и телемеханики. Параллельно Газпром планирует освоение и ввод в эксплуатацию новых газоконденсатных месторождений в Республике Коми и Ненецком автономном округе. Из влекаемые запасы газа здесь составят около 610 миллиардов кубометров. При этом газопровод Ямал — Европа спроектирован так, что справится с возросшей нагрузкой.

Сотрудникам института и других многочисленных организаций, принимающих участие в проекте Ямал — Европа,кроме основных задач по освоению газоносных месторождений и сооружению транспортных магистралей, приходится параллельно решать множество сопутствующих вопросов. Так, для этой гигантской газопроводной системы специально была разработана и внедрена система спутниковой связи, имеющая 12 500 каналов. На протяжении каждых 200 метров проектируемая магистраль снабжена датчиками, которые подают в космос на спутники сигналы тревоги в случае появления трещин в металле, свищей или другой опасности, грозящей нарушением технологии и экологической катастрофой. Также внедрены новинки в области криогенной техники — установки для производства сжиженного газа. Разработаны и внедрены на магистрали несколько новых компрессорных станций, в том числе «Юбилейная» мощностью 75 мегаватт и газоизмерительная станция «Смоленская», обладающая пропускной способностью 33 миллиарда кубометров газа в год. С вводом в строй этой станции появится возможность более точного учета экспортируемого Россией газа. Еще одна из сопутствующих задач — восстановление железной дороги, носящей название «501 стройка», замороженной в конце сороковых годов минувшего столетия. Теперь, чтобы строителям и изыскателям не приходилось буквально руками вытаскивать технику из болот, к Бованенковскому месторождению протянулась железнодорожная ветка.

Первая очередь газопровода Ямал — Европа введена в эксплуатацию 6 ноября 1999 года. Общая протяженность трассы, проходящей по территории России, Белоруссии, Польши, Германии, составляет более 2 тысяч километров. Проектная мощность одной нитки газопровода — около 33 миллиардов кубометров газа в год. Ежегодный прирост транспортировки по газопроводу составляет 2—3 миллиарда кубометров газа.