Где берет начало "Голубой Поток"

В соответствии с соглашением между правительствами Российской Федерации и Турецкой Республики о поставках российского газа в Турцию через акваторию Черного моря от 15 декабря 1997 года ОАО «Газпром» заключило коммерческий контракт с турецкой фирмой «Боташ».

Этот документ предусматривал нарастающие объемы поставок газа с 2001 года в течение 25 лет. с выходом к 2008 году на максимальный уровень — 16 миллиардов кубометров в год. Для реализации этого проекта было принято решение проложить прямую магистраль через Черное море, что позволило бы избежать зависимости от стран-транзитеров.

Владельцем морского участка выступила компания «Блю стрим пайплайн компани», совладельцем которой является ОАО «Газпром», а владение сухопутным участком остается полностью за Газпромом. Магистральный газопровод, проектирование которого легло на плечи генерального подрядчика — ОАО «Гипроспецгаз», протяженностью 769 километров проходит из района Изобильного Ставропольского края в район Джубги Краснодарского края на побережье Черного моря, а далее под водой до города Самсун в Турции.

Изначально предполагалось, что сухопутный участок протянется на 370 километров, морской — на 396 километров и максимальная глубина составит 2150 метров, что на треть превышало глубину существовавших в мире подводных трубопроводов, а морской участок включит в себя крупнейшую в мире, уникальную по своим характеристикам компрессорную станцию «Береговая» мощностью 250 мегаватт.

Для работы над проектом газопровода Россия — Турция приказом генерального директора Гипроспецгаза М.Ф. Трубачёва была создана бригада ГИПов, которую возглавил заместитель главного инженера института Юрий Николаевич Кузниченков:

«Идея диверсификации транспортных газовых потоков появилась после распада СССР и возникновения Содружества Независимых Государств (СНГ). Так сложилось, что все экспортные газопроводы, транспортировавшие газ в Западную и Южную Европу, проходили по территории Украины и Белоруссии. Возник вопрос, как должен оплачиваться транзит; появились проблемы несанкционированного отбора газа, задержек с оплатой за поставленный газ. В Газпроме было принято решение: во избежание транзитных рисков прокладывать экспортные газотранспортные магистрали, минуя, по возможности, посредников и третьи страны, и, если нужно,— через морские акватории. Так родилась идея газопровода Россия — Турция (морской вариант), который впоследствии получил название «Голубой поток».

В Гипроспецгазе все началось в июне 1996 года с посещения делегации ЗАО «Питергаз», совместного предприятия Газпрома и фирмы из Нидерландов, которое в то время занималось проектом газопровода Оман—Индия с подводным переходом через Индийский океан, где глубина укладки превышала 3 000 метров. Докладывал об этом проекте менеджер из Нидерландов, оперируя опытом проектирования и прокладки трубопроводов в акваториях Северного моря и Мексиканского залива.

Всех, кто присутствовал на презентации, захватила такая смелая идея, и возникли предложения, чтобы Гипроспецгаз принял участие в этом проекте, и сожаление о том, что в России такого рода проекты отсутствуют. На что руководитель делегации А.С. Фёдоров заметил, что в Газпроме появилась идея прокладки газопровода напрямую через акваторию Черного моря в Турцию. Схемы трассы такого газопровода у гостей не было, а был только замысел проложить газопровод из района Туапсе через Черное море в район города Самсун на турецком берегу. Господин Фёдоров предложил Гипроспецгазу проработать свой вариант прокладки газопровода с учетом распределения потоков газа. Определить точки вхождения газопровода в Черное море, подводящего газопровода от Единой системы магистральных газопроводов Газпрома и выхода газопровода натурецкий берег в районе города Самсун.

В работу над ТЭО газопровода Россия — Турция (морской вариант), так назывался вначале этот проект, включился весь институт во главе с генеральным директором М.Ф. Трубачёвым и его первым заместителем, главным инженером В.Н. Артамоновым.

На первом этапе, на стадии декларации о намерениях и обоснования инвестиций, активное участие в работе приняли сотрудники отдела технико-экономического проектирования во главе с Б.А. Козыревым и главными специалистами Т.М. Прокофьевой, Е.Н. Поляковой, Л.Г. Николаевой. Они взяли на себя труд по определению и защите на всех уровнях технико-экономических показателей проекта. Сложности заключались в том, что руководители департаментов и управлений Газпрома просто не верили в осуществимость столь смелой технической идеи и подвергали критике и тщательному анализу все показатели проекта. Дело доходило до того, что член правления Газпрома В.И. Резуненко, который курировал наш проект, каждые две недели собирал совещания, на которые приглашал начальников ведущих управлений и отделов Газпрома, где по докладу института рассматривались техникоэкономические проблемы, возникавшие в процессе проектирования. Таким образом, шаг за шагом специалисты института убеждались сами и убеждали представителей служб заказчика, подрядчика и экспертных организаций в возможности осуществления проекта.

Сотрудники всех производственных отделов института считали за честь проявить инициативу и реализовать свой опыт и знания на этом проекте. Благодаря этому все технические решения были буквально насыщены новейшими и не имеющими аналогов идеями. Особая дискуссия разыгралась по вопросу диаметра морского участка газопровода. Совещание проходило во ВНИИГАЗе с участием специалистов из США. Было рассмотрено три предложения: • Гипроспецгаз: труба диаметром 630 миллиметров, две нитки производительностью 8 миллиардов м3/год каждая; • представители США: одна труба диаметром 820 миллиметров с производительностью 16 миллиардов м3/год. • ВНИИГАЗ: три трубы диаметром 520 миллиметров с общей производительностью 16 миллиардов м3/год.

Американцы доказывали нецелесообразность 2-ниточного перехода, ссылаясь на опыт прокладки трубопроводов в Северном море. В душе, как инженеры, мы были с ними согласны, так как подобное решение значительно удешевило бы проект, но на первом совещании с членами правления по вопросу перехода газопроводом через Черное море пришли к выводу, что он должен состоять из двух ниток. В этом случае с нашим предложением конкурировало предложение ВНИИГАЗа, но оно было значительно дороже, а его рассмотрение в руководстве Газпрома затянуло принятие решения. В итоге одобрили наше предложение — 2-ниточный переход из труб Ду 600.

Инновационный характер проекта уже на ранних стадиях разработки обусловил системный подход к принятию решений, что позволило осуществить оптимизацию «Голубого потока» от месторождения до потребителя и увязать между собой по срокам реализации, режимам работы и параметрам его различные части, обеспечить требуемую степень резервирования, а значит, повысить надежность и без опасность».

За сухопутную часть от Изобильного до Джубги и от Самсуна до Анкары отвечали ГИПы Л.Л. Изак и И.В. Мещерин, а за переход через Черное море — ГИПы А.К. Дерцакян и А.М. Серебряков. На стадии подготовки рабочей документации подключились ГИПы И.Р. Валиуллин, С.А. Кауфман, Г.Л. Тентлер, Э.М. Салецкий, помощник ГИПа Г.В. Озерова и многие другие.

«Проект Россия — Турция был уникален тем, что впервые в отечественной и мировой практике предстояло проложить газопровод по дну Черного моря на такой глубине, — считает Леонид Леонидо-вич Изак.— Работать в Турции было чрезвычайно интересно. Пришлось столкнуться с совершенно отличной от нашей культурой, обычаями, религией. Если там говорят «да», то это, скорее всего, «нет», обещания час то не выполняются, к этому трудно было привыкнуть.

Работа с газовым предприятием «Боташ» наводила на мысль, что мы увлекаемся объемами проект ной документации на всех стадиях проектирования. Все дело в инерции турок и нежелании что-нибудь изменить — по принципу «а зачем, и так сойдет». А ведь мы тратим рабочее время специалистов, тонны бумаги, расходных материалов, выпускаем к проекту сотни томов, которые зачастую никто не читает. И все это в угоду многочисленным согласующим организациям, которых сегодня развелось в избытке. Надо менять эту порочную практику.

На проекте Россия — Турция возмужали и выросли до заместителей главного инженера общества руководители проектов «Алтай» и «Ямал» Игорь Равильевич Валиуллин и Сергей Александрович Кауфман. Пожелаем им успешной работы!».

Свое дальнейшее развитие газопровод Россия — Турция, или, как его потом назвали, «Голубой по-ток» получил уже в XXI веке.