Близнецы с Уренгоя

Год выпуска проекта Уренгой — Петровск — 1980-й. Производительность нового газопровода — 32 миллиарда кубометров в год, протяженность участка ответственности Гипроспецгаза — 220 километров. А в следующем году специалистами института отмечено появление его близнеца — Уренгой — Новопсков.

Как и в одном из предыдущих проектов института — «Сияние Севера» — на трассах, берущих начало в Уренгойском месторождении, предполагалось использовать оправдавшие себя трубы большого диаметра — 1420 миллиметров.

Задача проектировщиков состояла в том, чтобы обеспечить стабильную подачу сибирского газа в европейскую часть страны.

Начало освоения Уренгойского месторождения, одного из наиболее перспективных, было положено еще в 1974 году, когда изыскатели на самолете Ли-2 изучили огромнуютерриториюи собрали необходимый материал. Система газопроводов должна была пересечь многие водные преграды, Уральский хребет, обширные заболоченные и таежные районы. Новые газопроводы стали самыми северными в стране магистралями голубого топлива.

«Это самая сложная трасса, — убежден главный инженер проекта Б.С. Захаров. — Вечная мерзлота, она и строителям, и проектировщикам — каждому свою задачу задает».

Вот и здесь пришлось голову поломать. По первым двум действующим ниткам магистрали газ поначалу шел, как специалисты го-ворят, теплым. Но положение это было временным. Ждали ввода станций охлаждения в Уренгое. В технологическом отделе, возглавляемом В.Н. Артамоновым, специалисты разработали технологию транспортировки газа при отрицательной температуре, создали проект станции охлаждения. Эти новации во многом определили дальнейшее эффективное проектирование газопроводов.

До того станции охлаждения газа в СССР никогда не строились и не проектировались. Этот уникальный объект стал одним из важнейших на строящемся газопроводе Уренгой — Новопсков.

«Двухсоткилометровый участок трассы, пересекающей пол страны, приходится на зону вечной мерзлоты, — рассказывал М.Ф. Трубачёв, в то время уже главный инженер института. — Если пустить добываемый газтеплым, с его естественной температурой, почва начнет подтаивать, итрубопровод «поплывет».

Чтобы в процессе передачи топлива земля не превратилась в непролазную топь, газ решено было охлаждать до минус десяти градусов. За счетэтого повысится его плотность, а значит, вдобавок увеличится и производительность стальной артерии—таково еще одно преимущество новшества.

Расчеты показывают, чтот акой метод гораздо экономичнее практикуемого за рубежом строительства северных газопроводов в надземном положении на высоких опорах.

Опережающими темпами проводились в Уренгое исследования и испытания станций охлаждения газа в совокупности с опытно-промышленными установками для холодильных агрегатов. Техническая документация, разработанная Гипроспецгазом, дополнялась и дорабатывалась непосредственно на самих объектах в тесных контактах со строителями и эксплуатационниками».

«Это был первый отечественный опыт, и многое было сделано на уровне изобретений, чем мы, конечно, гордимся»,— считает Б.С. Захаров.

В результате проблема транспортировки теплого газа новаторами Гипроспецгаза была решена целиком, начиная с научного открытия и заканчивая проектной разработкой станций охлаждения. В скором времени их на Уренгойском месторождении и газопроводах начали строить в комплексе с компрессорными станциями. В Уренгое получили свою первую прописку и опытно-промышленная установка для исследования и испытания холодильных агрегатов, и ряддругих, не менее важных новшеств.