Первый в мире трансконтинентальный

В 1982 году в СССР началось строительство первого в мире трансконтинентального газопровода Уренгой — Помары — Ужгород — 4 500 километров стальной трубы. Это была грандиозная всесоюзная стройка.

Специалисты института работали с прицелом на оптимальный будущий результат. Все было подчинено главной задаче — обеспечить высокий технико-экономический уровень проектируемых объектов, чтобы ко времени ввода в действие они соответствовали новейшим достижениям науки и техники.

Для оптимизации проектирования и строительства была создана специальная программа на пятилетку, включающая в себя снижение сметной стоимости строительства на 5%, трудоемкости работ на площадке — на 20%, сокращение потребности в материалах, топливе, трудовых ресурсах, а также выход на экономический эффект по внедрению новой техники и технологий в десятки миллионов рублей.

Краеугольным камнем стало предложение проектировщиков сделать систему магистральных газопроводов Уренгой — Ужгород (Ямал — Центр) многониточной.

«До 1977 года газопроводы строились по отдельным коридорам не более чем в 2—3 нитки. Объемы потоков газа ограничивались мероприятиями по Гражданской обороне, которые были утверждены на очень высоком уровне (ЦК КПСС и СМ СССР), — вспоминает главный инженер проекта Борис Дмитриевич Макуров. — Все попытки проектных организаций укрупнить потоки газа разбивались об эту неприступную скалу.

С открытием уникальных месторождений на севере Тюменской области стало очевидно, что на долгие годы основным источником газа будут эти регионы, а основными его потребителями — европейская часть страны и экспортеры в Европе.

Группа специалистов отдела экспертизы Миннефтегазстроя с участием бывшего главного инженера Гипроспецгаза П.П. Леймана разработала предложение о строительстве в течение 5—8 лет многониточной системы газопроводов Север — Центр в одном коридоре, сосредоточив в потоке транспорт более 200 миллиардов кубометров газа в год. Преимущества такого решения были очевидны: сокращались сроки строительства, а также капиталовложения; увеличивались производительность и надежность работы газотранспортной системы; у строительных организаций появлялась возможность работать многие годы без передислокаций.

Уязвимость такой многониточной транспортной системы была равноценна уязвимости газодобывающих промыслов. Предлагалось весь поток газа довести до города Кирова, затем разделить его и направить в центр, на северо-запад и юг страны.

В январе 1975 года мне было поручено доложить о результатах этой работы руководителю Миннефтегазстроя Б.Е.Щербине.

Борис Евдокимович высоко оценил эту работу. Сказал,что это новый этап в развитии газовой промышленности и что только так можно будет выполнить задачи, поставленные партией и правительством. Ограничения потоков газа в одном коридоре будут, безусловно, сняты. Так родилась идея о строительстве системы газопроводов Уренгой—Центр.

К сожалению, Борис Евдокимович не до конца был согласен с нашими предложениями. В угоду сокращению сроков строительства весь поток газа был направлен через Украину. Многие годы специалисты Гипроспецгаза (и я втом числе) боролись за раздвоение потоков на Северо-Запад, где испытывался дефицит топлива, но интересы строителей были выше интересов страны».

Масштабный объект потребовал также нового оборудования большой единичной мощности. При строительстве газопровода Уренгой — Помары — Ужгород применялись газотурбинные агрегаты мощностью 25 мегаватт, газоперекачивающие агрегаты с судовыми и авиационными приводами мощностью 10 и 16 мегаватт, трубы диаметром 1420 миллиметров. Внедрялись эффективные методы прокладки газопроводов, например, с покрытием труб изоляцией в заводских условиях.

Особое, не только экономическое, но и политическое значение для СССР в строительстве магистральных газоснабжающих систем отведено сооружению газопровода Уренгой—Ужгород—Западная Европа. Строительство этого газопровода было успешно завершено, несмотря на дискриминационные меры, которые предпринимали США в виде торговых санкций на продажу некоторых видов оборудования, в частности, труб большого диаметра, для строящейся газовой магистрали.

«Газоперекачивающие агрегаты для нового газопровода должны были поступать от американских фирм, — рассказывал главный специалист отдела автоматизации Эдуард Дмитриевич Зубаревич. — Но правительство США наложило запрет на поставку оборудования. Что было делать? Пришлось рассчитывать на инженерное мастерство и гражданскую ответственность каждого. И уже спустя три дня отдел подготовил технически аргументированные предложения по переделке агрегатов. Не раз убеждался: когда люди по-настоящему глубоко осознают важность и значимость поставленной перед ними задачи, считай, половина дела позади.

То же самое было с приточными установками. Долгое время мы включали в проекты вентиляционные системы, в которых было 16 приточных установок разных видов. Подумали вместе со смежными подразделениями и взамен 16 получили 4 (!) типовые приточные установки.

Мы старались активно работать рука об руку и с коллегами на местах, постоянно осуществляли авторский надзор за ходом и качеством строительных работ. От Вуктыла до Грязовца отмахали чуть не тысячу километров. Масштабы строительства, размах… А люди! Мы иногда здесь жалуемся, что загружены сверх меры. А там — зимой, при минус сорока с каким энтузиазмом работают!»

Кроме прогремевших на всю страну великих строек, в 1982 году по проекту института на территории Ленинградского объединения «Невский завод» были установлены и испытаны газоперекачивающие агрегаты мощностью 25 мегаватт (ГТН-25). В комплект к ним были созданы дожимные компрессорные станции, повышающие давление газа с 12 до 25 атмосфер.

Сам газопровод, берущий начало на распределительной станции «Северная» и проходящий по лабиринту корпусов и коммуникаций, был также спроектирован в Гипроспецгазе и введен в эксплуатациюв рекордно короткие сроки.