Дороги сибирского газа

Почти касаясь береговой черты Северного Ледовитого океана, за 67-й параллелью в зоне вечной мерзлоты расположилось Ямбургское газоконденсатное месторождение. Оно протянулось на 170 километров в длину и 45 — в ширину.

Ямбург на карте природных кладовых Западной Сибири геологи Тазовской разведывательной экспедиции обозначили еще в августе 1969 года. Но потребовалось больше десятилетия, чтобы в этот суровый край пришли бригады первостроителей. Только в январе 1982 года, преодолев почти двухсоткилометровый путь, из Надыма в Ямбург пробился первый санно-тракторный поезд, а спустя еще полтора года, в мае 1983-го, в Ямбурге было начато эксплуатационное бурение. Поисковики подтвердили: газ есть, и его много.

В Москве принимается решение построить систему магистральных газопроводов для транспортировки газа из России в Белоруссию, на Украину и дальше в страны Европы.

И уже в 1984—1985 годах специалисты института выпустили проект двух ниток магистрали Ямбург — Елец протяженностью 1700 километров, диаметром 1420 миллиметров с 14 компрессорными станциями общей пропускной способностью 60 миллиардов кубометров газа в год.

Громадные расстояния и экстремальные условия прокладки трассы требовали столь же необычных технических решений. Вот лишь один из примеров. В отличие от Медвежьего и Уренгоя, где установки комплексной подготовки газа сооружались на месте, на Ямбурге применили суперблочный метод строительства производственных объектов. На заводах объединения «Сибкомплектмонтаж» в Тюмени наладили производство огромных блоков массой до 300 тонн. Их «начинка» состояла из энергетического и газового оборудования, приборов и автоматики. На месторождении оставалось лишь состыковать блоки друг с другом. Но для этого трехсоттонные махины надо было еще доставить на место.

Речники Обь-Иртышского пароходства вспоминают, как в самом начале навигации 1986 года им довелось провести эту уникальную операцию. Впервые предстояло отбуксировать, можно сказать, целый завод, установленный на понтоны, по сибирским рекам Туре, Тоболу, Иртышу и Оби — всего 2600 километров. Да еще преодолеть студеную Обскую губу. А потом уже строителям пришлось протащить негабаритный груз по зимнику в тундре.

В 1986 году институт спроектировал газопровод Ямбург — Западная граница производительностью 30 миллиардов кубометров, диаметром 1 420 миллиметров, протяженностью 850 километров, включающий 7 компрессорных станций.

В том же году от белорусского города Кобрин 90-километровая нитка трубопровода с ежегодной производительностью 5 миллиардов кубометров протянулась до города-героя Бреста — западной границы Советского Союза.

В 1986—1987 годах специалисты института выпустили проекты еще четырех ниток магистралей, способных перекачивать ежегодно 60 миллиардов кубометров голубого топлива: Ямбург — Тула протяженностью 408 километров с двумя КС и Ямбург — Поволжье длиной 528 километров, с четырьмя компрессорными станциями.

Суровая, плохо приспособленная для жизни земля — и в то же время сказочно богатые здешние недра. В ямальской тундре и на шельфе арктических морей открыты десятки газовых и нефтяных месторождений, которые способны на многие десятилетия надежно обеспечить энергетическую безопасность России.