Итоги полувековой работы

В 1988 году Гипроспецгаз, один из старейших проектных институтов в отрасли, отметил свой 50-летний юбилей. Подводя итоги работы за этот период, генеральный директор института М.Ф. Трубачёв подчеркнул, что 1970—1980-е годы были наиболее успешными в создании Единой системы газоснабжения страны.

В 1985—1987 годах институт как генеральный проектировщик разработал по заданию Мингазпрома СССР технико-экономическое обоснование крупнейшей системы газопроводов Ямал — Центр.

На базе многолетнего опыта проектирования и наличия опытных специалистов Гипроспецгаз в 1987 году объявили головной отраслевой организацией по проектированию магистральных трубопроводов в северной климатической зоне страны.

Особенно быстрое наращивание газотранспортных мощностей в СССР происходило в середине и второй половине 1980-х, когда в центр страны из северных районов Тюменской области пролегли еще шесть магистральных веток из труб диаметром 1420 миллиметров: Уренгой — Помары — Ужгород, Уренгой — Новопсков, Уренгой — Центр-1, Уренгой — Центр-2, Ямбург — Елец-1, Ямбург — Елец-2.

Газ как энергетическая составляющая стал неотъемлемой частью дальнейшего развития экономики страны. Тепло начинает поступать в миллионы домов, коренным образом меняя быт, приобщая к комфорту жителей самых отдаленных регионов СССР.

А срыв сроков приравнивали к ЧП. Вот что запомнилось Леониду Леонидовичу Изаку:

«В 1970—1980-е годы строительство объектов газовой отрасли шло широким фронтом по всем регионам, на которые распространялась деятельность Гипроспецгаза и нашей бригады ГИПов. На каждую пятилетку Советминистров СССР принимал программу ввода в эксплуатацию важнейших объектов газовой промышленности. Были построены газопроводы Торжок—Минск—Ивацевичи 2-я и 3-я нитки, Минск—Вильнюс, Кобрин—Брест—Госграница, Виреши—Таллин. Активно шли работы по газификации Белоруссии, республик Прибалтики, Калининградской области. Вводились в эксплуатацию газопроводы Валдай — Псков — Рига, Изборск — Инчукалнское ПХГ, Рига — Даугавпилс, Исцава—Лиепая, Рига—Паневежис, Паневежис—Клайпеда, Тарту—Раквере, Раквере—Таллин, большое количество газопроводов-отводов к промышленным предприятиям и населенным пунктам, а также Воиновичское и Инчукалнское ПХГ.

В этот период устанавливаются тесные деловые и дружеские связи Гипроспецгаза с газовиками Белоруссии и прибалтийских республик. Регулярные встречи позволяют определить политику перспективного развития отрасли в регионе.

По заданию Глав газа разрабатывались схемы газификации республик либо региона в целом на пятилетку и дальнейшую перспективу. Эти работы всегда блестяще выполнялись отделом технико-экономического обоснования и после защиты в Газпроме СССР являлись программным документом для соответствующих служб.

С большим удовлетворением вспоминаю годы совместной работы с коллегами: в ГП «Западтрансгаз» — это Г.М. Дзагнидзе, В.И. Свириденко, Н.П.Мочернюк, И.Д.Сорохан; в Эстонии — В.А.Генералов, А.А. Саар; в Латвии — Р.А. Смирнов, А.Я. Давис,М.Я. Плабай, в Литве — А.Б. Валюнас, Н.С.Шаркаускас, Ч.С. Крукаускас.

Сегодня можно определенно сказать, что все намеченное практически полностью выполнено. Я не знаю ни одного проекта, который лег бы на полку, не воплотившись в реальность. В этом — высшее удовлетворение от работы. Десятки АГНКС в разных концах страны были запроектированы Гипроспецгазом. Таким образом осуществлялась специальная программа правительства по переводу автотранспорта на газообразное топливо.

Состав бригады менялся от трех до восьми человек; в год проходило более 10 объектов одновременно.  Это требовало слаженной работы всех звеньев трудового процесса: от планового отдела до отдела выпуска проекта.

Конечно, были и трудные времена, но в конечном итоге вопросы решались, и документация выходила в срок. Этому во многом способствовали деловые доверительные и спокойные отношения между членами бригады, с заказчиками и подрядчиками.

Институт старался не нарушать принятых обязательств, оперативно на местах с помощью авторского надзора, выезда на стройку специалистов различного профиля решать возникающие вопросы. Срыв сроков по выпуску проектно-сметной документации считался чем-то из ряда вон выходящим.

Ввод объекта в эксплуатацию, будь то большой или малый, принято было отмечать зажжением факела и другими мероприятиями. Приятно было чувствовать, что в этом празднике труда есть и твой вклад. В честь события выпускались памятные значки, и сегодня, когда перебираешь их, заново переживаешьте далекие времена. Хорошая была традиция, зря мы ее утратили».

Еще одним итогом полувековой деятельности стало твердое намерение руководства института идти по пути внедрения современных технологий в проектное производство. Организационно это проявилось в создании отдела автоматизации проектирования на базе информационно-вычислительного центра. Укреплялась материально-техническая база нового самостоятельного подразделения. Проектировщики в отделах, понимая все преимущества применения современных вычислительных устройств, начинают осваивать ЭВМ и использовать их в своей работе.

Но проектированием газопроводов не исчерпывается содержание работы Гипроспецгаза. Весомый вклад его сотрудники внесли в развитие и строительство предприятий, обслуживающих отрасль. Среди возведенных объектов следует особо отметить завод по производству вагон-домиков для строителей в городе Октябрьском (Башкирская АССР).  Для сибирских вахтовых поселков этот завод начал выпускать ежегодно до 5 тысяч вагон-домиков повышенной комфортности. Продолжалось проектирование комплексной производственной базы по обслуживанию морской разведки нефти и газа в Мурманске для предприятия Арктикморнефтегазразведка.

К 1980 году пятая часть всего газа, добываемого в стране, подавалась по магистралям, спроектированным в Гипроспецгазе.

В 1988-м, подводя итоги работы института за его пятое десятилетие, начальник отдела кадров Светлана Михайловна Субботина с удовольствием отмечала:

«Главное богатство любого предприятия, любой организации — люди. Их знания, квалификация, опыт, интеллектуальный багаж, трудолюбие, умение бережно и вместе с тем требовательно относиться друг к другу определяют уровень коллектива, его умение решать поставленные перед ним производственные и творческие задачи.

За 50 лет у нас сложился именно такой дружный и работоспособный коллектив. Многие изыскатели и проектировщики проработали в институте по 20—30 и более лет. Г.Н. Алексеева, В.Я. Арсеньев, А.И. Богатова, Б.М. Бурьков, И.И. Едалов, Б.А. Козырев, Г.А. Попялковская, Л.Н. Суворов, Р.С. Поляцкин, О.И. Рогаткин, О.И. Устимова и многие, многие другие связали свою судьбу с судьбой института, с судьбой города-героя.

Есть среди них такие, кто не оставлял трудового поста в годы блокады, кто с оружием в руках защищал Ленинград. На груди многих сотрудников института соседствуют боевые награды и награды за мирный труд.

Из большого списка награжденных назовем некоторых. За досрочную подготовку проектной документации газопроводов Уренгой — Помары — Ужгород, Ямбург — Елец, Уренгой — Новопсков и других объектов награждены орденами Дружбы народов начальник отдела Л.Н. Суворов, «Знак Почёта» — главный инженер института В.Н. Артамонов, медалями «За трудовое отличие» — бурильщик Г.В. Демидов и главный инженер проекта В.Е. Дворкин.

В институте действует широкая система мер морального поощрения затрудовые и творческие достижения. Организовано соревнование сотрудников по личнымтворческим планам, по итогам присваивается звание «Лучший специалист». Его имеют главный инженер проекта И.В. Васильев, главные специалисты М.В. Зотова и Л.Л. Воронина, начальник отдела Л.Н.Суворов. Присваивается также звание «Лучший по профессии», имена победителей заносятся на Доску почета. Среди них — руководитель группы А.Е. Веселов, заместитель начальника отдела Г.С. Бояринов, главные специалисты В.Е. Дворкин, В.Н. Ефимов, начальник ОНТИ А.В. Садовников.

По проекту И.А. Васильева впервые в практике осуществлено строительство «под ключ» газопровода Грязовец — Ленинград. Под его руководством идет проектирование газопровода Волхов — Петрозаводск — Костомукша — первого, идущего в Карельскую АССР, многочисленных газопроводов-отводов в областях Нечерноземья.

Хорошо известно строителям и имя Михаила Моисеевича Рябенького. Он — автор проектов Альметьевской базы спирально-шовных труб, проектов в Казани, Семипалатинске и Мурманске. Его большая заслуга — весомый вклад в реализацию научно-технической программы «Коррозия». Есть у него и оригинальный проект спортивно-оздоровительного комплекса треста Ленгазспецстрой.

Роман Симонович Поляцкин пришел в институт с нефтебазы «Красный нефтяник» в 1955 году и сразу же включился в проектную работу. В его творческом активе—первые северные газопроводы, такие, как Игрим—Серов и другие. А наивысшим достижением можно считать станции охлаждения газа на газопроводе Уренгой—Надым. В них он вложил свою инженерную смекалку, душу и темперамент.

Один из представителей молодого поколения — Борис Егорович Брезгин. Руководство доверило ему проектирование одного из участков магистрального газопровода Ямал — Западная граница, а работники избрали председателем своего трудового коллектива.

И это далеко не полный список наших коллег, которыми мы гордимся».

Со дня основания института его коллектив принимал активное участие в спортивной жизни города и области. Еще бы, ведь крепкое здоровье и спортивная подготовка нужны и для кабинетной работы, и в полевых маршрутах.

Пример молодежи всегда подавал главный специалист отдела генплана Константин Михайлович Арфаницкий, во время войны возивший грузы через Ладогу по Дороге жизни, жизнерадостный и полный сил человек.

«Отличный лыжник и страстный пропагандист этого вида спорта, он увлек своим примером многихтоварищей по работе,— восхищался председатель профсоюзного комитета Виталий Иванович Жданов. «Своим хорошим самочувствием и работоспособностью я в большой степени обязан Арфаницкому,— признавался другой ветеран института, старший инженер отдела изысканий Иосиф Эдуардович Мальберт. — Особенно ценен его пример для молодежи».

К концу 1980-х членами добровольного спортивного общества состояли 570 человек. Работали спортивные секции: волейбольная, плавания, стрелковая, большого и настольного тенниса и другие. В 1987 году за лучшую постановку физкультурно-оздоровительной работы среди предприятий района Гипроспецгазу присудили первое место.

Один из любимых видов активного отдыха сотрудников — туризм. На туристических слетах команда института всегда завоевывает призовые места.

Постоянно устраивались праздничные вечера с выступлениями ведущих артистов театров и эстрады Ленинграда, художественной самодеятельности института. Был даже свой эстрадный оркестр. На танцы в институт рвались со всего города, но на входе стояли бдительные дружинники, не пропуская посторонних. Как правило, до торжественной части проходили капустники и КВН; прежде всего этим отличался отдел, где начальником была Тамара Николаевна Иванова.

«Душой и постоянным руководителем всех программ художественной самодеятельности в институте, автором многих сценических постановок была Тамара Николаевна Иванова — очаровательная женщина. Ее называли «царица Тамара», но при этом она была строгим и требовательным начальником строительного отдела. Дожив до 91 года, Тамара Николаевна сохраняла жадность восприятия жизни, прекрасную память, постоянную потребность общения с людьми и великолепно поставленную речь. Практически до последних лет жизни она много путешествовала по миру, побывала на всех континентах Земли. Это одна из легенд Гипроспецгаза, а, может быть, и главная»,— делился своими воспоминаниями ее коллега Л.Л. Изак.

У Гипроспецгаза всегда были масштабные планы на будущее. В канун своего 50-летия институт направил в отраслевое министерство ряд предложений, осуществление которых позволило бы ему стать головным институтом отрасли не только по проектированию объектов газовой промышленности и не только на территории СССР, но и за рубежом.

Как подчеркивал Михаил Фёдорович Трубачёв, «наше завтра—новыетрубопроводы, компрессорные станции, газохранилища, промышленные предприятия, активное участие в кардинальных экономических преобразованиях в стране».

За десятилетие с 1979 по 1988 год в СССР построены тысячи километров газопроводов всесоюзного значения. Главное отраслевое событие — крупнейшая на планете газотранспортная система Уренгой — Центр. А также магистраль века — «газовый мост Западная Сибирь — Западная Европа» — так называют трансконтинентальную магистраль Уренгой — Помары — Ужгород. Оба газопровода были сданы в максимально короткие сроки благодаря усилиям проектировщиков института и строителей, вопреки многим трудностям, которые пришлось преодолеть.