Газ для северного соседа

Газопровод СССР — Финляндия еще прочнее закрепил развивающиеся в то время дружественные отношения Советского Союза и его северного соседа. Всплеск продуктивных отношений с Финляндией пришелся на 1960—1970-е годы.

В 1962 году СССР отдал Финляндии в долгосрочную аренду свою часть Сайменского канала, в 1967-м появилась постоянная Межправительственная советско-финляндская комиссия по экономическому сотрудничеству; в 1971 году обе стороны подписали договор о развитии экономического, технического и промышленного сотрудничества. В рамках всех этих документов страны приняли межправительственное соглашение о строительстве магистрального газопровода СССР — Финляндия. Причем строиться магистраль должна была подразделениями Мингазпрома как на территории Советского Союза, так и в Финляндии, а обе части газопровода поручили проектировать инженерам Гипроспецгаза. История реализации этого международного проекта такова. Подписанное соглашение предполагало, что уже в 1974 году Финляндия получит газ из Советского Союза.

Для нашего северного соседа это было очень выгодное решение. Топливо, которое использовалось в промышленности (нефтепродукты, каменный уголь, кокс), ввозили из-за рубежа, энергетический комплекс страны держался в основном за счет гидроэлектростанций. Только в начале 1970-х Финляндия начала активно переходить на тепловые электростанции и с помощью СССР собиралась построить АЭС.

В 1971 году стороны подписали контракт о строительстве первого на территории Скандинавии магистрального газопровода. В подписании этого важнейшего для обеих стран документа принимал участие и главный инженер Гипроспецгаза П.П. Лейман. По возвращении из-за границы он поделился с журналистами идеями о перспективах проекта:

«С введением в эксплуатацию этой магистрали Финляндия впервые получит природный газ. Уже в 1974 году нашему северному соседу будет отправлено около полумиллиарда кубометров газа с богатейших месторождений на территории СССР. Первый газопровод — его проектирование наши специалисты уже начали — явится продолжением трассы, которая в ближайшее время будет проложена вдоль Карельского перешейка от Ленинграда до города Иматра, расположенного на советско-финской границе».

От границы газопровод прокладывался через город Коувола до Котки, порта на Балтийском море. Общая длина трассы составляла 170 километров. Помимо основной магистрали, проектировались газопроводыотводы, по которым газ должен был пойти в Кархулу, Лаппенранту и другие финские города и населенные пункты.

Перед специалистами Гипроспецгаза ставилась задача разработать технический проект в очень сжатые сроки. При том, что строительство шло по непростой трассе — магистраль пересекала Сайменский канал, множество других водных преград, болота, лесные массивы, скальные участки.

Применение новых технологий помогло сократить сроки проектирования. Документацию по проекту сдали с опережением, и в 1973 году начались укладочные работы. Сроки были выдержаны. О важности проекта для обеих стран говорит тот факт, что на открытии первой ветки газопровода, которое состоялось 9 января 1974 года в финском поселке Валкеала, присутствовали члены правительства Финляндии, а с советской стороны прибыл председатель Совета министров СССР А.Н. Косыгин.

Одновременно инженеры Гипроспецгаза работали над другим проектом, являющимся неотъемлемой частью этой международной газотранспортной системы. Газопровод от Ленинграда по Карельскому перешейку до финской границы продолжал уже действующую магистраль Белоусово — Ленинград. Пройдя через Выборг до приграничного Светогорска, в районе финского города Иматра он смыкался с магистралью, прокладываемой на территории Финляндии. Эта трасса длиной 160 километров строилась из труб диаметром 800 миллиметров.  Для поддержания на всей трассе необходимого давления в районе поселка Юкки должны были построить мощную компрессорную станцию.

В 1974 году проектировщики передали строителям техническую документацию на строительство газопровода до Выборга, Сестрорецка, Светогорска.

«Наши изыскатели завершили основные работы натрассе, ведущей к Выборгу, — говорил главный инженер проекта В.Е. Дворкин. — Газ придет сюда по трубопроводу, проложенному в гранитных скалах и по болотам. Траншея этой 20-километровой газовой реки будет разработана в основном с помощью взрывов. На окраине Выборга появится распределительная станция, откуда газ пойдет на городские предприятия и в жилые дома. Газопровод строится с учетом того, что природный газ в дальнейшем от Выборга станет поступать в Приморск, Высоцк и другие населенные пункты».

Остается добавить, что от магистрали спроектировали и построили 11 отводов к городам и поселкам Карельского перешейка. Благодаря газопроводу голубое топливо пришло в Зеленогорск, Рощино, Репино, Солнечный, Белоостров и другие населенные пункты Ленинградской области.

Таким образом, магистральный газопровод СССР — Финляндия не только принес первый газ нашему северному соседу, но и стал важной вехой в газификации потребителей Карельского перешейка. Применение вычислительной техники при проектировании газопровода позволило сэкономить более миллиона рублей. А в институте уже работали над проектом Грязовец — Ленинград, который практически полностью был создан с помощью новых технологий.