Инновационный прорыв

Грязовец — Ленинград стал первым магистральным газопроводом, практически полностью спроектированным при помощи разработанной в институте автоматизированной системы проектирования газопроводов (АСПГ).

«Ленинградцы не могут на нас обижаться, ведь все газопроводы, ведущие к городу на Неве, построены по нашим проектам. Вскоре Северный газопровод в Торжке сомкнется с действующими магистралями, ведущими к Ленинграду, и будет ежегодно перебрасывать в его сеть миллиарды кубометров голубого топлива».

Так говорил в конце 1960-х главный инженер Гипроспецгаза П.П. Лейман, отвечая на вопрос журналиста о вкладе института в развитие города. Эти слова относились к тогда еще только планирующейся строительством магистрали Грязовец — Ленинград.

Любой проект, касающийся родного города, специалисты Гипроспецгаза воспринимали как дело чести, с чувством настоящего патриотизма, свойственного, впрочем, всем жителям города на Неве.

Новая магистраль длиною более 600 километров с трубами диаметром 1020 миллиметров брала свое начало в районе Грязовца Вологодской области от магистрального газопровода «Сияние Севера». Ее путь лежал по сложным лесистым и болотистым местам. На пути строителей вставало более 80 водных преград, железнодорожные переезды и шоссе. На магистрали планировалось построить четыре компрессорные станции.

С завершением строительства Ленинград должен был получить дополнительно около 10 миллиардов кубометров газа в год. По трубопроводу планировалось обеспечить топливом Бокситогорский, Пикалевский, Тихвинский, Волховский и другие промышленные районы Ленинградской области. Данный газопровод должен был почти на 200 километров сократить путь вуктыльского газа. Главным инженером проекта был назначен И.В. Васильев.

В 1974 году полевые группы выехали на изучение участка магистрали от Грязовца к Ленинграду. В это же время началось строительство газохранилища Невское, проект которого разработали в Гипроспецгазе. Вместимостью это ПХГ превосходило оба уже действующих подземных хранилища — Гатчинское и Колпинское.

Через два года специалисты института начали изыскательские работы для составления технического проекта.

В этом проекте новые технологии применялись уже в полном объеме. Вопрос газораспределения из магистрали, один из самых важных, был решен при помощи ЭВМ «Минск-32». Машина с использованием специальной программы определила оптимальные технологические параметры будущего газопровода — диаметр труб, рабочее давление газа, количество компрессорных станций, мощность газоперекачивающих агрегатов. Благодаря использованию материалов аэрофотосъемки и применению математического метода ЭВМ выбрала и самый выгодный вариант прокладки трубопровода, что явилось хорошим подспорьем для работы полевых групп.

«Сегодня мы выходим в поле, уже точно зная, где пройдет трасса, — не без гордости замечал начальник отдела изысканий Н.А. Розенгауз. — Раньше на разведкутрассытакого газопровода, как Грязовец—Череповец—Ленинград, понадобилось бы не менее четырех лет, а сейчас мы выполнили ее за год».

Для еще большего ускорения процесса на трассе работало несколько полевых подразделений, которые трудились одновременно на трех участках. Впервые прямо с ЭВМ были получены необходимые чертежи. Раньше, чтобы выполнить такой объем работы и подготовить рабочую документациюна 100 километров трассы, потребовалось бы не меньше месяца, а тогда группа старшего инженера И.И. Чирейкиной справилась с задачей всего за неделю.

В 1977 году, на месяц раньше срока, вся проектная документация была готова. Газопровод сдали в 1978 году — точно в срок.

С вводом в эксплуатацию газопровода Грязовец — Ленинград была обеспечена бесперебойная подача потоков газа с севера. Благодаря этой магистрали были протянуты десятки отводов, которые позволили расширить газификацию Ленинградской, Вологодской, Новгородской, Псковской, Калининской (Тверской) областей и Эстонии. А чтобы страна не знала недостатка в топливе, в стенах института уже приступили к разработке и реализации самого грандиозного проекта десятилетия — крупнейшего газопровода Уренгой — Надым — Пунга — Ухта — Грязовец.