Покорители Уренгоя

Весь опыт, приобретенный в сложных условиях Севера, специалисты института использовали для работы над проектом магистрали Уренгой — Надым — Пунга — Ухта — Грязовец. На тот момент это был самый масштабный проект во всей газовой отрасли.

«На столах—толстые тома документации, переплетенные в простой картон. Их упаковывают в аккуратные пачки и складывают на полу. Работа сделана, — удовлетворенно говорил главный инженер проекта Олег Борисович Овсянников. — Теперь торопимся отправить ее заказчикам. У нас тут свои обязательства…»

«Это самый крупный проект из созданных институтом за все время, — добавляет его коллега Ованес Степанович Срабионов. — И по стоимости строительства — 1,4 миллиарда рублей, и по количеству объектов. Вот даже сразу два главных инженера проекта на один объект…»

Это выдержка из газетной статьи того времени. Разговор происходил в апреле 1974 года. Главные инженеры проекта Пунга—Ухта—Грязовец рассказывали журналисту об окончании работы над техническим проектом магистрали, которая, соединившись в районе Надыма с трубопроводом, берущим начало от Уренгойского месторождения, станет самой большой и мощной газовой артерией страны.

Уренгойское месторождение открыли в 1966 году, а первый газ получили в начале семидесятых, правда, поначалу его использовали лишь для обогрева возникшего рядом с промыслом поселка. Решение о промышленном использовании и одновременно о строительстве газопроводной магистрали Уренгой — Надым приняли в 1970 году. Это была на тот момент самая северная нитка газовой системы «Сияние Севера», а в соединении с проектируемой магистралью Пунга — Ухта — Грязовец — самый протяженный и самый производительный газопровод в стране.

Непростая задача была возложена на Гипроспецгаз, который к тому времени обладал уникальнейшим опытом проектирования газопроводов в условиях Крайнего Севера. В 1974 году специалисты института подготовили техническое обоснование строительства линии Уренгой — Надым — Пунга — Ухта — Торжок (именно об этой стадии работы говорили ГИПы О.Б. Овсянников и О.С. Срабионов). И в этом же году были завершены изыскательские работы на линиях газопроводов Уренгой — Надым,  Пунга — Вуктыл — Ухта, Ухта — Торжок.

Активная разработка северо-тюменских месторождений предполагала и наращивание темпов строительства трубопроводов, обеспечивающих свободный доступ голубого топлива в нуждающиеся регионы страны. Расширение газопроводной системы шло поистине фантастическими темпами.

Работа и строителей, и проектировщиков облегчалась тем, что трасса, на которой должно было развернуться строительство, была, в общем-то, хорошо известна. Совсем недавно вошли в строй очередные участки нитки магистрали Надым — Торжок. Топи и вечная мерзлота были к тому времени очень хорошо изучены. Именно этот опыт подсказывал проектировщикам, как еще облегчить работу строителям, повысить производительность и надежность магистрали и сэкономить немалые бюджетные средства.

Многие идеи применили впервые. Например, на компрессорных станциях (КС) устанавливали новые блочные агрегаты. В случае аварии на замену такого блока уходило не больше суток. Но и этого институтским новаторам оказалось мало. Они разработали технологическую схему использования тепла отходящих газов турбины. На КС устанавливался котел-утилизатор, который подавал горячую воду на отопление зданий. Благодаря этому отпала нужда в постоянно действующих котельных. Только на проектируемой нитке это сэкономило бы 350 тысяч рублей на капитальном строительстве и 400 тысяч при последующей эксплуатации станций.

Над КС трудились специалисты технологического отдела института: главный специалист А.А. Русинов, руководители групп В.Г. Капицкий, Г.С. Бояринов, В.Н. Артамонов и другие. Линейная часть газопровода проектировалась под руководством Л.Н. Суворова при участии главных специалистов Ю.Н. Иванова, руководителей групп З.И.Шевченко, В.Н. Коновалова, Г.С. Амелина. Здесь тоже хватало неординарных, но, как всегда, рациональных идей.

Трубы диаметром 1420 миллиметров прокладывали не только по суше, но и по дну малых и средних рек. Их нужно было балластировать. Обычно для этих целей применялись чугунные пригрузы, при прокладке же труб по дну Сосьвы и Сухоны специалисты Гипроспецгаза предложили заменить чугун на железобетон.

На головном участке Уренгой — Надым большая часть трассы проходила в условиях вечномерзлых грунтов. Опыт проектирования газопровода Надым — Салехард — Ухта — Торжок, где трубы намечалось прокладывать над землей, здесь решили больше не применять: слишком велик объем строительно-монтажных работ и слишком большие затраты. Но, как всегда, нашли более приемлемое решение — охладить газ до температуры вечномерзлых грунтов.

Несмотря на кажущуюся простоту, идея эта совершила революцию в трубопроводной транспортировке северного газа. Ведь используя новый метод, на вечномерзлых грунтах можно было строить газопроводы традиционным подземным способом. Соответственно отпадала необходимость переучивать строителей, привлекать и разрабатывать новую технику, применять специальные дорогостоящие конструкции и трубы. Как следствие, строительство ускорялось почти вдвое, помимо этого, значительно увеличивалась надежность газопровода.

В 1975 году идея получила свое реальное воплощение. Специалисты технологического отдела Гипроспецгаза под руководством М.Ф. Трубачёва спроектировали специальную станцию охлаждения газа, которая должна была круглый год поддерживать его температуру на уровне температуры грунтов. Первая такая станция производительностью 30 миллиардов кубометров газа в год появилась через два года на газопроводе Уренгой — Надым. Уникальная теплообменная аппаратура, используемая на станции, была сконструирована совместно с учеными из ЛенНИИхиммаша.

Специалисты института не только предлагали идеи по модернизации отдельных магистральных газопроводов, но и пытались улучшить качество работы всей северной газопроводной системы страны. Так, до 1977 года газопроводы строились по отдельным коридорам не более чем в 2—3 нитки. Объемы потоков газа ограничивались мероприятиями по гражданской обороне, которые были утверждены руководством страны. Представители различных проектных организаций не раз пытались на уровне министерств доказать необходимость укрупнения газовых потоков, но циркуляры оказывались сильнее.

Гипроспецгазу удалось добиться положительных результатов в продвижении данной идеи. Группа специалистов отдела экспертизы Миннефтегазстроя с участием главного инженера Гипроспецгаза П.П. Леймана разработала предложения о строительстве многониточной системы газопроводов Север — Центр. Предусматривалось создание в течение 5—8 лет и эксплуатация многониточных систем газопроводов в одном коридоре, и, таким образом, сосредоточение в одном потоке ста и более миллиардов кубометров транспортируемого газа.

Преимущества данного решения были очевидны. Во-первых, сокращались сроки строительства и объемы капиталовложений, во-вторых, увеличивалась производительность и надежность работы газотранспортной системы. Строительные же организации получали возможность работать многие годы без передислокаций.

Б.Д. Макуров, главный инженер проекта, должен был доложить о результатах этой работы главе Миннефтегазстроя Б.Е. Щербине. Встреча состоялась в самом начале 1975 года:

«Борис Евдокимович высоко оценил эту работу. Сказал, что это новый этап в развитии газовой промышленности и что только так можно будет выполнить задачи, поставленные партией и правительством. Ограничения потоков газа в одном коридоре будут, безусловно, сняты».

Вся необходимая рабочая документация по магистрали Уренгой — Надым — Пунга — Ухта — Грязовец была полностью готова летом 1979 года. В этом же году группа специалистов из отдела магистральных газопроводов института готовилась выехать на стройку для осуществления авторского надзора. В течение нескольких месяцев им предстояло работать в Надыме, Игриме, Ухте и Вологде. Заместитель главного инженера института (будущий его директор) М.Ф. Трубачёв говорил в интервью «Вечернему Ленинграду»:

«Фронт работ открыт. На базах, расположенных вдоль трассы, уже идет сварка труб. Строители из семнадцати генподрядных трестов Миннефтегазстроя ждут лишь первых хороших морозов, чтобы начать вывозку плетей на трассу и приступить к укладке трубопровода. Уже во втором квартале последнего года десятой пятилетки порядка 650 километров газопровода должно быть введено в эксплуатацию».

Газопровод от Уренгоя до Грязовца стал на тот момент крупнейшей магистралью, по которой шел северный газ в центр и на северо-запад страны. Год от года наращивалось количество ниток. Магистраль от Уренгоя была самой сложной трассой, но проектировщики и строители справились со всеми трудностями. Изыскатели, которые всегда шли первыми, подсчитали, что по всему пути газопровода пришлось преодолеть более 1300 болот, почти 700 больших и малых рек. В работе отличились ГИПы Р.С. Поляцкин, О.Б. Овсянников, Н.А. Тихомиров, специалисты отделов Л.Н. Суворов, Ю.Н. Иванов, Э.Р. Оттэр, В.Н. Артамонов, А.А. Русинов.

Газопровод Уренгой — Надым — Пунга — Ухта — Грязовец стал для специалистов института завершающим подвигом 1970-х. Но системе транспортировки западносибирского газа в центр страны предстояло дальнейшее развитие. В Гипроспецгазе заканчивали техническое обоснование сооружения следующей очереди газопровода Уренгой — Пунга — Ухта — Торжок и начинали работу над проектом трассы Ямбург — Центральные и Западные районы СССР.