Самотверженный труд - залог общего успеха

Семидесятые годы — важнейший этап в развитии газового комплекса страны. Спроектированная и построенная северная система газопроводов стала важной составляющей газовой индустрии страны, в значительной степени способствовала дальнейшему развитию отрасли, ее потенциал не исчерпан и в наше время.

Трудно переоценить вклад Гипроспецгаза в общее развитие отрасли. В 1970-е освоены месторождения Коми АССР, Тюменской области. Для транспортировки газа в центр и на запад страны построена уникальная газоносная система «Сияние Севера», от которой взяли свое начало магистральные газопроводы, принесшие газ в европейскую часть страны.

К 1975 году газификация жилого фонда в городах и поселках городского типа была доведена до 65—75%, а в сельской местности — до 40—50%. Газ активно использовался в химической промышленности, металлургии, строительной индустрии, машиностроении и других отраслях, в результате чего в несколько раз возрастал экономический эффект.

В том, что институт сыграл такую роль в развитии советской газовой отрасли, огромная заслуга его руководителей, людей поистине уникальных.

Вот что вспоминает об А.И. Хорькове, руководившем институтом в семидесятые, Б.Д. Макуров:

«Алексей Иванович в 1947—1948 годах был строителем первого газопровода к нашему городу (Кохтла-Ярве—Ленинград), первым начальником управления Лентрансгаз. В общем, не новичок в газовой промышленности. Несмотря на это, он начал свою работу в институте с участия в комиссии по сдаче трассы Северного газопровода. Больше двух месяцев вместе с нами провел, передвигаясь на вертолетах, вездеходах, иногда пешком, ночуя где попало. Это был опытный, скромный, тактичный, нотвердый руководитель, благодаря которому институту доверяли проектировать крупнейшие объекты».

В одном ряду с ним стояли заместитель главного инженера В.И. Шпаковский, заместитель директора А.И. Корчагин, начальник строительного отдела Т.Н. Иванова, начальник отдела изысканий Н.А. Розенгауз, главные инженеры проектов (ГИПы) И.Н. Воротников, А.З. Вайншель, Г.А. Пилипенко, А.К. Дерцакян и многие другие.

Но без энтузиазма рядовых проектировщиков, инженеров, изыскателей вряд ли были бы достигнуты такие поразительные результаты. А работу полевых групп, без преувеличения, можно назвать трудовым подвигом.

В стенах дома на Суворовском проспекте работа буквально кипела. Проекты шли чередой, и полевые группы никогда не сидели без дела. Вот как описывал деятельность сотрудников отдела инженерных изысканий Гипроспецгаза инженер гидролог И.Я. Фёдоров:

«Первое ощущение, когда переступаешь порог отдела,—иллюзия, будто тебя телепортировали в слегка потревоженный улей. Ощущение это усиливалось от непрерывного «броуновского движения» по плохо освещенному коридору сотрудников отдела, одетых кто в цивильные одежды, кто в экспедиционное обмундирование. Их нетрудно было различить: первых явно представляли камеральщики, вторых — полевики. Особенно шумно в отделе становилось к концу месяца — времени закрытия сдельных нарядов полевиков. Самый пик приходился на канун больших праздников, когда изыскатели возвращались с полевых работ «закрывать командировки» и отчитываться по ним перед бухгалтерией. В такие периоды число сотрудников отдела увеличивалось вдвое, если не втрое. Вернувшимся «из поля» приходилось усаживаться по двое на одном стуле, а остальным — почти непрерывно пребывать в курилках. Но продолжалось это недолго, максимум неделю, так как получившим небольшую передышку полевикам без всякой волокиты выписывались очередные командировки до следующих больших праздников. И отдел на глазах пустел, и все возвращалось на круги своя».

А вот как И.Я. Фёдоров описывает условия, в которых жили полевики:

«Бытовые условия, а скорее, отсутствиетаковых у изыскателей, в особенности в малонаселенных и безлюдных местностях, совсем не радовало. Вы попробуйте переночевать в истерзанной палатке при температуре минус 15—20 градусов или пожить зимой в промерзшем бараке хотя бы пару дней с ночевками. Попробуйте прожить месяц-другой, не имея возможности принять душили помыться в ванне. Но наши изыскатели — народ ко всему привычный и на такие мелочи просто не обращают внимания».

И тем не менее, вопреки всему, создавались и воплощались в жизнь проекты, игравшие огромнуюроль в развитии страны. Гипроспецгаз проектировал не только газопроводы. В 1970-х детищем института стал продуктопровод Кириши—Ленинград.Причем впервые такую крупную подземную магистраль пришлось прокладывать в черте города.По проектам Гипроспецгаза построили ряд домостроительных комбинатов в Ленинграде и области, завод по производству спирально-шовных труб в Альметьевске, нефтебазы, газохранилища, промышленные предприятия по ремонту технологического оборудования и многие другие объекты. Поражали темпы, с которыми из стен института выходили проекты газопроводов, один масштабнее другого. Буквально все работы выполнялись досрочно, с опережением установленных графиков.Об этом писали практически все газеты того времени, а специалисты института только наращивали темпы сдачи документации, беря на себя все новые, более сложные, обязательства.

«Самые большие в мире газопроводы рождаются в нашем институте», — утверждал в начале семидесятых директор Гипроспецгаза А.И. Хорьков. И он ничуть не лукавил.

Только что сдали в эксплуатацию гигантский, по тем временам, газопровод Ухта —Торжок из труб диаметром 1220 миллиметров, а у инженеров института уже зрели планы по строительству газопроводов из труб диаметром 2520 миллиметров. Если вдуматься, это настоящий туннель, по которому спокойно мог проехать легковой автомобиль. Наметили даже испытания этих гигантских труб в районе Ухты, но проектировщики Гипроспецгаза Ю.Н. Иванов и Л.Н. Суворов доказали, что ни один грунт, кроме плотной глины, не справится с закреплением в проектном положении такой трубы на обводненных участках и речных переходах. После этого все работы направили на применение в строительстве труб диаметром 1420 миллиметров и повышение внутреннего давления газа с 55 до 75 атмосфер, что и давало значительное увеличение производительности магистрали.

Перечисляя газопроводы, спроектированные и построенные в период с 1969 по 1978 год, нужно отдельно остановиться на вопросе организации экспорта газа в страны Западной Европы.

Стратегически мыслящие руководители нефтегазового комплекса СССР (Н.К. Байбаков, А.К. Кортунов, Б.Е. Щербина, Н.С. Патоличев и другие) понимали, что использовать все запасы нефти и газа месторождений СССР только для внутренних нужд недальновидно. Правда, были у этой теории и противники, однако победила идея организации экспорта нефти и газа в Европу.

В результате в СССР появилась мощная система магистрального нефтепровода «Дружба» с многочисленными ответвлениями в страны СЭВ.

Параллельно в эти же годы строился экспортный газопровод «Братство» из района Ужгорода (Украина) до Братиславы (Чехословакия). Этот газопровод был введен в эксплуатацию в 1968 году. Начиная с 1967-го Мингазпром по инициативе министра А.К. Кортунова начал переговоры об экспорте газа с фирмами Италии (ENI), Германии (Rurhgas) Франции (Gaz de France) и Австрии (OMY). Во всех переговорах в качестве экспертов принимали участие специалисты Гипроспецгаза. В то же время по заданию Мингазпрома в институте разрабатывались генсхемы газотранспортных систем из СССР в страны Западной Европы. Во всех случаях сырьевой базой экспортных трубопроводов были месторождения природного газа Западной Сибири.

В конце 1960-х советский газ пришел в Чехословакию, в 1968 -м—в Австрию, в 1972—1973 годах — в Германию и Италию, в 1975-м — в Венгрию. Чуть позже — во Францию и Финляндию.

Было положено начало газоснабжения практически всей Европы. Основные потоки газа шли через Чехословакию в Австрию, Германию, Италию.

За разработку генеральных схем газоснабжения Европы и выполнение отдельных конкретных заданий, в частности на территории Чехословакии, представитель Гипроспецгаза, заместитель главного инженера института А.К. Дерцакян в 1973 году был награжден орденом ЧССР  «За заслуги в строительстве».

В 1970-х в работу проектировщиков вошли новые технологии. Широко применялись аэрогеология, вычислительная техника, была разработана и опробована система автоматизированного проектирования объектов газовой промышленности (САПР). Но самое главное — был получен уникальнейший опыт работы в самых различных природно-климатических условиях.

К 1972 году по проектам Гипроспецгаза было сдано в эксплуатацию 12 тысяч километров магистральных газопроводов и около 3 тысяч километров отводов. Построено 90 компрессорных и множество распределительных станций. Спроектировано и построено несколько крупных подземных газохранилищ.

Сдан в эксплуатацию газопровод Валдай — Псков — Рига, увеличивший подачу газа в Латвию, закончено техническое проектирование отвода на Тарту. Одновременно на территории Латвии завершились работы по расширению Инчукалнского подземного газохранилища. Раньше срока институт подготовил технический проект крупной магистрали Торжок — Минск — Ивацевичи, закончил проектирование газопровода Уренгой — Надым — Ухта — Торжок.

Север оставался главным направлением в деятельности коллектива Гипроспецгаза на протяжении всего десятилетия. Прокладывать трассы приходилось в по-настоящему экстремальных условиях. Тундра, обилие рек, короткое лето и продолжительная зима, морозы под 60 градусов Цельсия и вечная мерзлота…Трудности, с которыми сталкивались полевые группы института, а затем и строители газопроводов, не имели аналогов в мировой практике. Но именно эти трудности стали толчком к разработке новых технологий прокладки газопроводов, призванных улучшить условия и качество работ, сократить сроки строительства.

Активно развивалась аэрогеология. Институтский самолет Ли-2 облетал тысячи километров трасс, делая снимки районов, в которых должны были вестись строительные работы. Благодаря этим снимкам специалисты получали самую широкую информацию о характере грунтов, уровне вод, оползнях, скрытых провалах. Не выезжая в поле, в Гипроспецгазе получали полный расчет по местности, данные, без которых строительство не могло даже начаться.

В 1971 году институтская лаборатория аэрометодов приобрела новый уникальный прибор — стекометр, который в сочетании с ЭВМ, используя материалы аэрофотосъемок, позволял с высокой точностьюопределять координаты точек трасс газопроводов и площадок под различные сооружения.

Широко использовались электронно-вычислительные машины. В 1972 году была приобретена новая техника — Минск-32, способная решать более сложные задачи, а группа ЭВМ, расширяя круг обязанностей, преобразовалась в Информационно-вычислительный центр (начальник Олег Иванович Рогаткин). Кроме группы инженерных расчетов (начальник группы Эльвира Викторовна Семёнова) были созданы: группа расчета смет, которая совместно со сметным отделом обеспечивала расчет сметной стоимости на все виды проектных работ (начальник группы Тамара Алексеевна Терскова); группа АСУ (начальник группы Юрий Александрович Луценко), обеспечивающая, совместно с сектором сетевого планирования и управления нормирования проектно-изыскательских работ, расчеты годовых и квартальных планов специализированных групп производственных отделов, а также внедрения отдельных задач бухгалтерского учета; группа обслуживания средств вычислительной техники (начальник группы Олег Николаевич Бучин). Все это способствовало ускорениюпроцесса проектирования, выпуску более качественной проектно-сметной документации.

Применение специалистами Гипроспецгаза математического метода, разработанного в Институте нефти и газа имени И.М. Губкина, позволяло с помощью ЭВМ определять оптимальные варианты прокладки трасс газопроводов, отбрасывая заведомо бесперспективные. При помощи математического метода были спроектированы такие газопроводы, как Ленинград — Советско финляндская граница, Торжок — Минск — Ивацевичи, Грязовец — Ленинград.

Но, несмотря на стремительный прогресс, у полевых групп работы не убавлялось. Именно в эти годы в институте стали создавать группы проектного надзора — бригады проектировщиков, работающие на месте строительства и призванные в любой момент помогать строителям решать проблемы различной сложности. Создано специальное бюро главных инженеров проектов (ГИПов) БГИ-1.

Специалисты Гипроспецгаза занимались не только проектированием трубопроводов, но и заботились о комфорте тех, кто работал на их прокладке. В институте разработали проекты передвижных домиков, оснащенных всем необходимым, и проект, по которому в начале 1970-х построили завод для их выпуска. В самые короткие сроки в районах строительства стали возникать рабочие поселки, обеспеченные инфраструктурой: больницей, детскими садами, предприятиями бытового обслуживания, магазинами и даже учреждениями культуры.

В институте делали все, чтобы удешевить и ускорить строительство газовых магистралей. Одним из самых полезных технических решений, предложенных инженерами, был блочный принцип монтажа компрессорных станций из элементов, изготавливаемых на заводах. Это позволяло почти в два раза сократить сроки строительства КС и экономить на каждой около двух миллионов рублей.

Количество изобретений и рацпредложений было огромно. Институт экономил государству колоссальные средства. Приобретая нелегкий опыт в освоении северных просторов, специалисты Гипроспецгаза использовали его «на все сто», с каждым проектом открывая новые возможности и новые технологии, которые позволяли наиболее рационально расходовать средства, труд инженеров и строителей.

К 1976 году СССР располагал уже одной из самых мощных в мире систем транспортировки газа. Длина газопроводов на начало года составляла 110 тысяч километров. Почти пятуючасть всех действующих и строящихся на тот момент газопроводов страны спроектировал коллектив Гипроспецгаза.

А правительство ставило все новые задачи. «Добыча газа на 1980 год установлена в размере 435 миллиардов кубометров, — гласил государственный план пятилетнего развития народного хозяйства СССР на 1976—1980 годы. —Основной прирост добычи будет получен в Западной Сибири, что требует серьезного внимания к освоению этого района и развитию газопроводного транспорта. За 1976—1980 годы планируется построить 36 500 километров газопроводов. Общая их сеть к концу пятилетки достигнет почти 140 000 километров».

Все сделанное за эти десять лет стало хорошей базой для развития газовой отрасли в следующем десятилетии. Впереди было активное освоение Уренгойского месторождения, природных кладовых полуострова Ямал. И институт приступил к разработке новых грандиозных проектов газовых магистралей.