Нефтепровод международного значения

Среди работ Гипроспецгаза того времени особняком стоит проект последней нитки знаменитого нефтепровода «Дружба». Сам нефтепровод был грандиозным совместным проектом, в котором участвовали рабочие и инженеры социалистических стран — Польши, Венгрии, ГДР, но с ведущей ролью СССР. Объект был сдан в эксплуатацию в 1964 году, но впоследствии обрастал все новыми отводами.

Нитка от белорусского города Полоцк до морского порта Вентспилс в Латвии, завершающая часть гигантского нефтепровода, была спроектирована Гипроспецгазом. Эта нитка должна была форсировать валунные и дренажные поля, возвышенности, 80 километров болот и 60 раз пересечь реки и многочисленные дороги. Изыскания проводила группа топографов и геологов под руководством П. Якуцени. Вдоль трассы планировалось поставить четыре автоматические нефтеперекачивающие станции. Управление магистралью должен был осуществлять дистанционно один оператор, находившийся в Полоцке.

Этот маршрут имел для нашего государства большое значение. В 1960-е годы Советский Союз стал активно выходить на мировые нефтяные рынки, а крупнейшая на Балтике нефтебаза в Вентспилсе получала нефть только по железной дороге. Отдельные участки этой «железки» не имели возможности пропускать возрастающий объем наливных грузов. Поэтому строительство нефтепровода находилось под постоянным контролем партийных и хозяйственных структур, которые требовали строжайшего соблюдения намеченных сроков, ибо речь шла об экспорте нефти за пределы соцлагеря.

И вот, когда оставалось три дня до пуска нефтепровода, а у причалов Вентспилской нефтебазы стояли танкеры под загрузку, — при испытаниях трубопровода произошли два разрыва трубы. Представители министерства, руководства треста Ленгазспецстрой дневали и ночевали на трассе. Люди трудились без устали, и в назначенный день танкеры, наполненные нефтью, покинули причал. Главным инженером нефтепровода Полоцк — Вентспилс был Георгий Андреевич Пилипенко, а нефтебазы Вентспилс — Ш.М. Шевелёв.

Такова в то время была мера ответственности, в том числе личная, за выполнение намеченных планов.