Стратегия газовых потоков

За это десятилетие Гипроспецгаз проделал внушительный объем работ. Спроектировано 12 тысяч километров газопроводов (не считая нефтепроводов), 3 тысячи километров отводов, свыше 90 распределительных и компрессорных станций.

Были обустроены новые месторождения нефти и газа. Введены в эксплуатацию крупнейшие на тот момент магистрали Бухара — Урал и Игрим — Серов. И первая нитка системы «Сияние Севера» на участке Вуктыл — Ухта — Торжок. Таким образом, создавалась современная газотранспортная система — энергетическая основа благосостояния страны.

Кроме того, были разработаны и внедрены подземные хранилища газа, проекты передвижных городков, созданы устройства телемеханики и автоматики для централизованного управления системами магистральных трубопроводов, разработано принципиально новое оборудование. Общая протяженность газоносной системы нашей страны уже приближалась к 50 тысячам километров. Но не газопроводами едиными жил институт. Приходилось решать множество других, не столь масштабных, но значимых для государства проблем. Очень важной темой для Гипроспецгаза было проектирование нефтебаз и нефтепроводов. Кроме того, по проектам института построили ряд домостроительных комбинатов (ДСК) в Ленинграде и Ленинградской области в 1960—1970-х годах, когда в стране жилищный вопрос решался путем строительства пятиэтажек.

Были спроектированы и построены завод по производству спиральношовных труб в Альметьевске, база комплектации оборудования Главгаза СССР в Малоярославце и многие другие объекты, необходимые для успешного развития газовой отрасли страны. Стоит отметить построенный в Сызрани в 1960 году по совместному проекту Гипроспецгаза и ВНИИСТа завод по производству битумнорезиновой мастики. Эта мастика использовалась для защиты труб газопроводов от коррозии. Для применения изоляции в зимних условиях завод изготавливал пластифицированную мастику.

Не следует забывать и еще об одном важном следствии топливного бума, переживаемого тогда страной. Сооружение объектов газовой промышленности способствовало развитию многих населенных пунктов, расположенных в глубинке и оказавшихся вблизи от месторождений и строящихся трасс: строительству дорог, современных жилых домов, социально-бытовых и культурных центров, открытию школ, больниц, дошкольных учреждений. Таким образом, развитие экономики страны и социальное развитие отдельных районов шли рука об руку.

Вспоминает ГИП Борис Дмитриевич Макуров: «Летом 1966 года мы приступили к выбору трассы газопровода «Сияние Севера» и площадок компрессорных станций (КС). Я возглавил работу на участке Надым — Ухта. В районе бывшей железнодорожной станции Надым «мертвой» железной дороги Салехард — Игарка была выбрана площадка для строительства головной КС.

Осенью 1966 года мне было поручено доложить о проделанной работе министру газовой промышленности А.К. Кортунову. Особенно заинтересовала министра площадка головной КС «Надым». Я доложил, что это «оазис» в тундре, где нет вечной мерзлоты, зато растут кедровые деревья. Министр задумался и сказал: «Отсюда мы будем осваивать Север. Здесь будет построен город».

При создании генплана города было принято решение о переносе КС на 30 километров южнее. Так что выбирали место для компрес сорной станции, а выбрали площадь под строительство города».

Красноречивым свидетельством о работе в стенах института являются воспоминания Игоря Викторовича Васильева:

«В 1957 году, увидев объявление Гипроспецгаза о наборе специалистов по проектированию газопроводов и компрессорных станций, подал заявление о приеме на работу и был принят на должность инженера. Принимал меня В.И. Шпаковский, который в дальнейшем стал главным инженером проекта первого крупного в СССР магистрального газопровода Бухара — Урал протяженностью более 4000 км. На заявлении была виза «Следует принять, пригодится». Так я поступил в Гипроспецгаз.

Сначала занимался проектированием перевода на газ котельных промышленных предприятий Ленинграда. Объездили почти все трамвайные парки города и множество промпредприятий. Когда начались проектные работы по газопроводу Бухара — Урал, участвовал в проектировании компрессорных станций, а также в качестве проектировщика от Гипроспецгаза совместно с конструкторами Ленинградского металлического завода занимался компоновочными решениями обвязки газотурбинного агрегата ГТН-9000. Годы, проведенные за кульманом, я вспоминал и вспоминаю до сих пор. Это, действительно, творческая инженерная работа.

Занимаясь компоновкой компрессорных цехов или всей технологической обвязкой КС, я иногда думал: «Почему ГИП не подойдет к кульману и не посмотрит, что на нем выполняется. Он что, ничего не понимает или ему не до этого?» Я помню, так же думал Р.С. Поляцкин, который тоже сидел за чертежной доской, а затем стал ГИПом. Конечно, у ГИПа всегда должен быть интерес к работе подчиненных, и я бы сказал больше: он должен вникать во все».

И о работе вне стен института: «Первым моим самостоятельным объектом (я еще не был официально ГИПом) стал газопровод к Ульяновску. Конечно, я был рад. Как же, родина Ленина! Я думал (тщеславие), после ввода объекта — фанфары, оркестр, конечно, слава и прочее. Но было тихо. В дальнейшем я всегда знал, что дифирамбы обычно поют строителям… После подписания акта приемки вечером в одиночестве я сидел в номере гостиницы. Было тоскливо, а в темноте за окном сиял неоном лозунг «Слава труду!» и еще больше усиливал кошмарную тоску. В одиночестве тянет к рифме. Вот выдержка из стиха: В окно большущее с тоской гляжу, Во тьме грядущего — «Слава труду!» Неон сияет и славит труд, И буквы лозунга кошмары сотрут.

Тут раздался стук в дверь, я открыл. Это ко мне пришли строители объекта, как будто знали, что я в одиночестве. После этого неон «Слава труду!» засиял как-то ярче и веселее. Это была первая неофициальная встреча со строителями, которая стерла плохое настроение и которую я помню до сих пор. В дальнейшем я всегда старался понять строителей и находить с ними контакт».

А что же еще происходило в это время в институте? 1965-й был последним годом семилетнего плана развития народного хозяйства. По принятому в те времена порядку, по итогам семилетки особо отличившимся труженикам были вручены государственные награды. Не обошел стороной наградной лист и сотрудников Гипроспецгаза. Орден «Знак Почёта» получила Тамара Николаевна Иванова — начальник строительного отдела института. Медаль «За трудовую доб лесть» была вручена начальнику отдела стройиндустрии Семёну Осиповичу Конторовичу, а медаль «За трудовое отличие» — руководителю группы Нине Аркадьевне Феофановой.

В 1966 году по инициативе главного инженера П.П. Леймана и начальника технического отдела С.А. Иванова в институте была создана группа ЭВМ во главе с руководителем группы Олегом Ивановичем Рогаткиным. В состав группы входили программисты Эльвира Викторовна Семёнова, Тамара ивановна Яковлева, оператор Марина Абрамовна Зльчёнок, кторые проработали в институте более 30 лет и внесли большой вклад в становление и развитие отдела. Начиналась эпоха автоматизации проектирования. В то время в распоряжении гипроспецгазовцев была малая ЭЦВМ «Наири». Несмотря на ограниченные возможности этой машины, на ней выполнялись экономические, гидравлические и сантехнические расчеты для отдела изысканий и трубопроводного отдела.

Тем временем общая протяженность газоносной системы страны уже приближалась к 50 000 километров.