Вопрос государственной важности

После войны встал вопрос о мирном строительстве. Победа досталась очень дорогой ценой. Необходимо было поднимать разрушенную экономику, восстанавливать нормальную жизнь.

Уже в 1949 году в стране был достигнут довоенный уровень добычи нефти — 33,3 миллиона тонн, из которых 8 миллионов добыли в Поволжье и на Урале. Открытие и ввод в эксплуатацию месторождений нефти и газа в Урало-Поволжье, а также новых месторождений на Северном Кавказе и Украине, в Азербайджане и Средней Азии позволили ускоренными темпами наращивать добычу столь необходимых стране полезных ископаемых.

23 сентября 1953 года впервые в Западной Сибири на Березовской опорной скважине (Тюменская область) в воздух взметнулся мощный газоводяной фонтан. Так было открыто Березовское газовое месторождение, подтвердившее наличие больших запасов углеводородного сырья в регионе.

На первый план вышла задача доставки газа от месторождений к населенным пунктам. Самый первый газопровод Бугуруслан — Куйбышев (ныне Самара), длиной 160 километров, вступил в строй еще во время войны — в 1943 году. Три года спустя был построен газопровод Саратов — Москва. В 1950-м состоялся пуск магистрального газопровода Дашава — Киев — Брянск — Москва общей протяженностью 1300 километров. Были сооружены газопроводы Кохтла-Ярве (Эстонская ССР) — Ленинград, Арчеда — Волгоград, Тула — Москва. Крупным событием стало строительство в 1954 году магистрального газопровода Шебелинка — Белгород — Москва, доставившего украинский газ в столицу. В 1957 году завершено строительство второй очереди самого крупного в мире (на тот период) газопровода Ставрополь — Москва общей протяженность юболее 2500 километров.

Тем не менее газопроводов все еще не хватало, и в целом объем добычи газа по стране был невелик. Особенно в голубом топливе нуждался Урал. Здесь к тому времени сосредоточилась значительная часть промышленного потенциала страны. Эвакуированные в начале 1940-х заводы активно работали, а значит, нуждались в источниках энергии. А их на Урале катастрофически не хватало.

Начиная с середины 1950-х, газовая промышленность стала объектом пристального внимания советского руководства. В немалой степени это было связано с реализацией планов по строительству жилья в крупных городах. Вводились многие миллионы квадратных метров жилой площади, а освещать и отапливать новые дома было нечем. Использование для этих целей угля и нефтяного мазута, с одной стороны, создавало прямую угрозу экологической катастрофы, с другой — привело бы к полной дезорганизации работы железнодорожного транспорта. Пути сообщения обеих столиц и крупных промышленных центров могли попросту не выдержать увеличения перевозок.