Ленинградский филиал Гипроспецнефти

В результате ряда реорганизаций Ленинградская контора треста «Центроспецстрой» превратилась сначала в Ленинградское отделение «Цент роспецстройпроект» (ЦССП), а затем в институт «Гипроспецнефтестрой» Миннефтестроя СССР, который в 1958 году был переименован в Гипроспецгаз Главгаза (с 1965 года — Мингазпрома) СССР.

Сведения о самом первом руководителе этой проект но-строительной организации, к сожалению, отсутствуют. Одним из первых по праву можно считать Сергея Васильевича Тихановского. В архивах Гипроспецгаза имеются документы, подтверждающие, что С.В. Тихановский руководил ЦССП с 1941 года.

В 1941-м Сергей Васильевич был мобилизован в армию и переброшен на работу во вновь организованное Управление аэродромного строительства НКВД. Ему поручили возглавить трест «Центроспецстрой», входящий в состав этого управления.

В 1943 году он был назначен начальником Управления аэродромно гостроительства по Ленинградской, Вологодской и Архангельской областям НКВД СССР. Это управление сначала обслуживало инфраструктуру аэродромов Ленинградского и Волховского, а потом и Прибалтийского фронтов.

После окончания войны, в 1946-м, Управление аэродромного строительства было передано Министерству нефтяной промышленности для ведения строительных работ общегражданского и промышленного назначения, его переименовали в Северо-Западный трест Главнефтегазстроя Миннефтепрома СССР. Управляющим трестом был назначен С.В. Тихановский.

Параллельно существовала проектно-изыскательская контора (ПИК), которая разрабатывала все проекты для треста. Ее начальником был Пётр Петрович Лейман.

Северо-Западный трест вел крупные восстановительные работы и новое промышленное строительство, как, например, газосланцевые заводы в Кохтла-Ярве и Сланцах. Газопровод Кохтла-Ярве — Ленинград также (вместе с другими организациями) построен Северо-Западным трестом Главнефтегазстроя по проектам ПИК.

Логическое развитие отрасли, необходимость осуществления новых масштабных проектов привели к тому, что в декабре 1947 года был организован Ленинградский филиал проектного института «Гипроспецнефть». В этом филиале оказались проектные группы треста и ПИК. Директором назначили С.В. Тихановского, а главным инженером — П.П. Леймана. Филиал занимал часть здания дома 31 по Большой Морской улице (тогда улице Герцена).

«Первым директором института был С.В. Тихановский, — вспоминает главный инженер проектов Б.Д. Макуров. — Под его руководством в 1942 году был построен трубопровод через Ладогу для доставки топлива в осажденный Ленинград. С.В. Тихановский, П.П. Лейман (главный инженер), Ю.Л. Эпштейн (замдиректора) — это был творческий триумвират, дополнявший друг друга особыми личными качествами. Благодаря их совместной работе Гипроспецгаз стал одним из ведущих институтов Мингазпрома».

Специалисты Ленинградского филиала Гипроспецнефти занимались разработкой проектов водоснабжения, канализации, автодорог, гидротехнических сооружений и других объектов по заказам Миннефтепрома СССР.

Война принесла Советскому Союзу огромные разрушения и многомиллионные человеческие жертвы. После нее пришлось ускоренными темпами поднимать экономику. Вопрос о снабжении страны нефтью и газом являлся одним из важнейших, ибо потребность многих отраслей народного хозяйства в топливе была чрезвычайно велика.

Восстановление объектов нефтяной промышленности и ввод в строй новых мощностей способствовали решению этой задачи. Сказался и эмоциональный подъем советского народа, вызванный Победой.

Начала развиваться газо транспортная сеть СССР. В 1946 году было закончено строительство первого магистрального газопровода Саратов — Москва общей протяженностью 843 километра.

Были открыты крупные месторождения нефти и газа в Средней Азии и Западной Сибири. Во весь рост встала задача скорейшей переброски углеводородного сырья в промышленно развитые регионы. Как следствие, в СССР началось интенсивное строительство нефте- и газопроводов.

Страна уверенно шагнула в мирную жизнь.