Газ родному городу

Однако за заботой о промышленных центрах всего государства не следовало забывать и о родном городе. Гипроспецгаз получил новое задание: к 50-летию Октябрьской революции (ноябрь 1967 года) сдать проект газопровода от Белоусово (Калужская область) до Ленинграда. Предполагалось, что магистраль длиной 757 километров и диаметром трубы 1020 миллиметров удвоит подачу голубого топлива из южных газоносных месторождений городу на Неве. Кроме того, в гидравлическом режиме она должна была присоединиться к уже работающей магистрали Серпухов — Ленинград и составить с ней единую систему. Это позволило бы в два раза увеличить подачу дешевого топлива. Таким образом, с введением в строй новой магистрали город мог бы получать до 10 миллиардов кубометров газа в год.

Но сооружение газопровода, кроме основных изыскательских и проектировочных задач, требовало решения многих вопросов. Одним из них было сооружение нового крупного газохранилища для покрытия зимних пиков потребления газа Ленинградом. Проектировщиками Гипроспецгаза совместно с учеными Института нефти и газа имени И.М. Губкина на основе научных исследований впервые в мировой практике было предложено тщательно продуманное в деталях решение — использовать в качестве подземного газохранилища пологопадающие водоносные горизонты в Гатчинском районе. Гигантский газовый пузырь, вытеснив воду из пористых пород, занимал природную полость объемом в миллионы кубических метров. Вода становилась для газа гидравлическим затвором. Газ закачивался под землю через скважины под высоким давлением. Так появилось уникальное Гатчинское подземное хранилище газа.

Группа специалистов под руководством ГИПа А.З. Вайншеля столкнулась с иными, отличными от предыдущих проектов, трудностями прокладки трассы: сложным рельефом и густой населенностью маршрута. На пути газопровода Белоусово — Ленинград были города Волоколамск, Торжок, Валдай, Новгород... В районе Валдая планировалось соорудить ответвление на Псков длиной 300 километров, а в районе Торжка — соединение с трассой газопровода из Ухты. В результате Ленинград смог бы гарантированно получать газ для бытовых и промышленных нужд в необходимых объемах. Нитка В начале 1960-х годов А.З. Вайншель стал работать главным инженером проектов (ГИПом). На его счету — руководство проектами таких газопроводов, как Ивацевичи — Вильнюс — Рига, Ленинград — Кохтла-Ярве, Белоусово — Ленинград.  Это первые по-настоящему масштабные работы специалистов Гипроспецгаза. К концу 1970-х в портфеле Аркадия Зиновьевича были уже практически все магистральные газопроводы, отводы и газохранилища на территории Белоруссии, Прибалтики, Калининградской области, а также продуктопровод Кириши — Ленинград. Именно А.И. Вайншель возглавил работу над таким знаковым проектом того времени, как газопровод Торжок — Минск — Ивацевичи, открывавшим перед страной новые возможности по экспорту газа в Западную Европу. Коллеги всегда отмечали невероятную работоспособность, ответственность и требовательность А.З. Вайншеля к себе и коллегам. нового сооружения протянулась от компрессорной станции в Белоусово, где проходили магистральные газопроводы, берущие начало на Шебелинском месторождении на Украине. Тогда суточная производительность Шебелинки составляла в среднем 70 миллионов кубометров газа и сотни тонн газового конденсата, из которого получали бензин, дизельное топливо и масла. Отметим, что в разработке Шебелинского месторождения Гипроспецгаз также сыграл важную роль. Именно здесь проводились испытания спроектированной работниками института опытной установки по удалению кристаллогидратов, значительно снижающих пропускную способность газопроводов. Кроме того, на Шебелинке проводились большие работы по низкотемпературной сепарации газа с целью максимального выделения газоконденсата и тяжелых углеводородов.

Главным инженером проекта Белоусово — Ленинград, как и многих других разработок Гипроспецгаза, стал Аркадий Зиновьевич Вайншель, отличительными особен ностями которого были невероятная работоспособность, принципиальность в принятии решений, повышенная ответственность за качество и сроки выполнения работ. Он отлично умел предвидеть стрессовые ситуации и, по возможности, избегать их, обладал способностью убеждать в своей правоте заказчика, строителей и исполнителей в институте. А. Вайншель находился в постоянном (и успешном!) поиске новых технических решений и никогда не останавливался на достигнутом.

Еще один проект Ленинградской области — трубопровод Кириши — Ленинград длиной 115 километров, предназначенный для транспортировки нефтепродуктов из Киришского нефтеперерабатывающего завода на Центральный распределительный пункт, а затем и на нефтяные базы Ленинграда.

Ленинградские проектировщики учли последние технические достижения, дающие возможность по одному и тому же трубопроводу перекачивать в течение суток последовательно шесть различных марок нефтепродуктов.

Работой над этим проектом руководили ГИПы А.З. Вайншель и Л.Л. Изак.

С вводом в действие нитки Белоусово — Ленинград завершилась газификация города, многие крупные промышленные предприятия перешли на газовое топливо. Вслед за этим появилась возможность охватить газоснабжением пригороды Ленинграда и Ленинградскую область.